ГолосUA
10:30 05/08/2024

Доллар по 43 грн и сворачивание финансирования от Запада: как кризис на мировых финансовых рынках в августе 2024 может повлиять на Украину

Обвал на мировых финансовых рынках в начале августа 2024 года может продолжиться и негативно скажется на и без того немногочисленных инвестициях в Украину и на международной помощи для нашей страны во время войны, пишут СМИ.

Аналитики и банкиры объяснили, как конкретно на экономике Украины может отразиться обвал на мировых финансовых рынках.

«Пока мы видим локальный провал на мировом рынке, но в случае снижения американским Федрезервом ставки в сентябре, он может повториться и перерасти в нечто большое. Более глобальный кризис, хотя это в самом крайнем случае. Но если это все же случится, то аппетит к риску может упасть до минимума, что может сказаться на желании немногочисленных внешних инвесторов вкладываться в Украину. А если властям разных стран еще придется снова вкладываться в поддержку своих экономик, как это было во время предыдущих кризисов, то они будут в первую очередь решать свои финансовые проблемы и в последнюю — помогать Украине. Так было всегда, и это снова повторится. Не думаю, что старые кредитные программы для нас свернут, но деньги по ним могут поступать с опозданием. А новых программ поддержки мы просто не увидим«, — рассказал директор казначейства системного банка.

Другие аналитики также говорят о растущих рисках с инвестициями.

«Если говорить о частном капитале, то он и так не участвует в инвестициях в украинский долг. Но вот инвестиции в украинские проекты — это да. Они могут оказаться под давлением», — сказал финансовый аналитик Андрей Шевчишин.

До полномасштабного вторжения РФ в 2022 году иностранцы активно вкладывались в украинские долговые бумаги, ОВГЗ (облигации внутреннего госзайма). Пик таких инвестиций пришелся на лето 2021 года, когда общий объем этих инвестиций перевалил за 100 млрд грн. Иностранцам нравилось у нас зарабатывать на двух составляющих — высоких ставках по гривневым гособлигациям и на курсовой разнице (заводили доллар/евро на пике девальвации гривны, а выводили во время ее укрепления). Их вложения напрямую зависели от возможностей заработка и риска, который они видели в Украине. Например, в конце 2021 года нерезидентский портфель ОВГЗ сократился до 91,3 млрд грн, и дальше уменьшался на опасениях по большой войне, а уже к 24 февраля 2022 года составил 73,6 млрд грн и к началу 2023-го — 57,1 млрд грн. Сейчас, на 2 августа 2024 года, находится на уровне 30,4 млрд грн. Произошло более чем троекратное сокращение.

Правительство гасило иностранцам (наравне с остальными держателями) старые выпуски ОВГЗ, а новые те уже не покупали. Плюс в начале большой войны прибегали к разным схемам для вывода капитала из Украины, несмотря на запреты нашего Нацбанка, а НБУ старался их перекрыть. После начала масштабных боевых действий наши власти делали все, чтобы минимизировать отток капитала из страны, что не нравилось нерезидентам, даже тем, кто сочувствовал украинцам. Потому к вложениям в новые проекты на территории Украины относились очень аккуратно и с большими опасениями. А если в мире развернется новый кризис, то инвестиции наверняка свернут ещё больше.

Второй риск, который может возникнуть в случае нового мирового кризиса для Украины — это удорожание западных кредитов.

«Мы как были закрыты от свободных рынков капитала, так и остаемся. Поэтому сидим на прямой помощи и на кредитах, в том числе от МВФ. Но меняются настроения и инвестиционные возможности инвесторов. Мы видим отток из фондов, есть риск-офф на рынках (большее неприятие риска). Это значит, что лимиты, особенно на такие рискованные страны как наша, будут порезаны существенно. Вырастет стоимость кредита«, — объяснил журналистам Андрей Шевчишин.

В последнем инфляционном отчете Нацбанк уточнил, что с начала полномасштабного вторжения международные партнеры предоставили Украине $90 млрд, из которых немногим более $27 млрд (30%) — безвозвратные грантовые средства. А большая часть — $63 млрд (70%) — это кредиты, которые могут подорожать в случае проблем на мировом рынке.

Есть и третий риск для Украины — угроза девальвации гривны. Но это реально лишь если обвал фондовых рынков приведет к полноценному экономическому кризису, который обрушит цены на сырьевые товары (что пока не очевидно).

«Дестабилизация ситуации на мировом рынке может провоцировать проблемы с нашим экспортом и поступлениями в Украину валютной выручки. Хотя здесь меньше влияют провалы на западных фондовых биржах, вроде того, что случился сейчас, и больше — долгосрочные тренды на товарных рынках», — сказал заместитель главы одного из украинских банков.

Аналитики предлагают следить за ценами именно на мировых товарных рынках, которые пока не радуют украинских экспортеров.

«Динамика цен на наш экспорт будет находиться под влиянием мировых тенденций, а это уже самый главный негатив. Например, мировые цены на пшеницу, зерно, сою на сейчас находятся на многолетних минимумах», — заметил Андрей Шевчишин.

В то же время он не ждет снижения в Украине курса доллара вслед за его просадкой на мировых биржах: если еще в четверг, 1 августа, один евро стоил 1,07 доллара, то уже в пятнице, 2-го августа, курс вышел на 1,091 — достаточно быстрое движение для рынка.

«Мы варимся в своем соку. Из-за того, что Украина отрезана от внешнего финансового мира, влияние на нас будет меньше и наш Нацбанк будет вести свою валютную политику», — считает Шевчишин.

Он допускает, что НБУ будет не снижать курс доллара к гривне (несмотря на мировой тренд), а наоборот поднимет его, как делал это в июле, когда межбанк на максимуме доходил до 41,65 грн/$ и цена наличной продажи достигала 42,20 грн/$.

Андрей Шевчишин не исключает движения межбанка к уровню 42 грн/$ уже в сентябре-октябре 2024 года. В этом случае наличный курс может перевалить за 43 грн/$.

При этом опрошенные журналистами эксперты пока не могут дать уверенный ответ на ключевой вопрос — выльются ли отдельные провалы на западных биржах в масштабный мировой кризис. Ситуативно рынки могут падать, но неясно перерастут ли они в новый глобальный экономический коллапс.

«Пока больше похоже на локальные проблемы, которые могут возникать в разных уголках мира. Да, инвесторы переборщили с вложениями в компании, занимающиеся искусственным интеллектом. А еще многие опасаются снижения американским Федрезервом его ставки, что снизит доходность долларовых активов и курс самого доллара. Но рынок постепенно перегруппировывается, делает это достаточно аккуратно и крупных банкротств/крахов, которые могут обвалить глобальную финансовую систему, мы не видим. Но, конечно, все будут пристально следить за изменением ситуации», — сказал журналистам директор казначейства системного банка.

Эксперты не исключают перетекание капиталов с американских и европейских рынков на азиатские, и снижение влияния США, но пока не дают точные прогнозы того, чем это закончится.

Издание The Economist выделил0 три причины нынешнего обвала рынка:

  1. Завышенные ожидания рынка от инвестиций в компании, занимающихся развитием искусственного интеллекта (Alphabet, Amazon, Apple, Meta, Microsoft).
  2. Замедление роста экономики США и ослабление рынка труда. В Америке 2 августа вышел отчет, по которому безработица выросла до трехлетнего максимума 4,3% в июле, а прогноз по росту рабочих мест провалился. Возрос риск рецессии в США.
  3. Самое быстрое за последние два десятилетия укрепление японской иены после решения центробанка повысить учетную ставку.

 

Андрей Шевчишин добавил к этому списку еще два фактора:

падение ликвидности финансового рынка с июня 2022 года: американская ФРС сворачивает стимулирование рынков, сокращая свой баланс и продавая казначейские и ипотечные облигации. У инвесторов меньше ликвидности (свободного капитала) для покупок;

перегретость рынка, где уже долгое время 7 акций формировали 50% движения котировок. Соответственно, изменения в спросе на эти 7 бумаг сильно влияют на фондовые индексы.

Напомним, на днях сообщалось, что на мировых финансовых рынках начался обвал.

Читайте также по теме