Как УЖД признала победителем тендера проигравшую компанию
«Украинские железные дороги» оказалась в эпицентре нового скандала. На этот раз компания провела тендер на электрификацию ж/д линий, в котором проиграл консорциум азербайджанских компаний в составе ATEF GROUP. Но, несмотря на проигрыш, руководство УЖД всеми правдами и неправдами пытается протащить в проект компанию-аутсайдера. Чиновники госкомпании уже несколько раз поменяли условия тендера и этим пытаются ввести в заблуждение Европейский банк реконструкции и развития. В результате Украина может и вовсе лишиться необходимого финансирования.
Тендер на электрофикацию железнодорожной линии Долинская – Николаев проводился «Украинской железной дорогой» (УЖД) еще в декабре 2020 года. Речь шла о работах на сумму порядка 300 млн евро. Финансировать проект должен Европейский банк реконструкции и развития и Европейский инвестиционный банк.
Одним из шести участников конкурса был консорциум азербайджанских компаний в составе ATEF GROUP. Лидер консорциума – государственное предприятие ИДМ № 5, которое, к слову, не обладает необходимым опытом в реализации такого рода проектов.
Согласно выводам тендерной комиссии, ATEF GROUP абсолютно не соответствовала требованиям конкурса, как минимум, по семи критериям. Например, у нее отсутствовал общий опыт работы за последние семь лет и специфический опыт работы с выполнением аналогичных видов работ на участке не менее восьмидесяти километров. Отсутствовали нужные критерии тендера по выбору проектного менеджера, главного инженера электрика с опытом работы по контрактам FIDIC. Подробнее о том, почему ATEF GROUP провалился в тендере, можно увидеть в документах конкурсной комиссии.
При таких серьезных несоответствиях у УЖД практически не было шансов. «Когда нарушены целых четыре требования к претенденту, государственные компании ни при каких обстоятельствах не объявляют его победителем. Это исключено», — говорит Дмитрий Чурин, глава аналитического отдела Eavex Capital.
Впрочем, то, что не работает в нормальных условиях, ожило и заиграло новыми красками в параллельном мире УЖД. Так консорциум азербайджанских компаний во главе с ATEF GROUP, используя административный ресурс, всячески пытался повлиять на итоги тендера. В связи с чем решение о присуждении тендера переносилось и пересматривалось тендерной комиссией несколько раз.
Вначале консорциум ATEF GROUP был дисквалифицирован и исключен из конкурса. Но кто-то в тендерной комиссии очень хотел всеми правдами и неправдами возвратить азербайджанцев в проект. И этот кто-то – глава тендерной комиссии УЖД, чиновник Минэкономики Андрей Телюпа.
В июле этого года господин Телюпа, понимая все несоответствия консорциума азербайджанских компаний во главе с ATEF GROUP критериям тендера, направил в Европейский банк реконструкции и развития решение о присуждении тендера азербайджанской компании. По нашей информации, поддерживали его в этом вопросе замдиректора ЕБРР Марк Магалецкий и глава набсовета УЖД Шевки Аджунер. Последний активно проталкивает победу азербайджанцев, протаскивая их буквально за уши.
Напомним, что это не первый скандал с участием Марка Магалецкого. Недавно программа «Секретные материалы» (кагал 1+1) опубликовала сюжет о том, что Магалецкий может быть причастен к коррупционной схеме вокруг строительства окружной дороги вокруг Житомира.
В частности, журналисты показали видео, на котором видно, как Магалецкий обедает вместе с человеком, который в сюжете назван как Юрий Срибняк, представитель компании IRD Engineering s.r.l. Эта компания выполняет функции технического надзора во время строительства дорожных объектов. Среди ее проектов была и окружная дорога Житомира. На видео видно, как после трапезы Срибняк передает Магалецкому пакет, в котором, предположительно, может находиться взятка за продление контракта ЕБРР с IRD (пруф- https://focus.ua/politics/486867-chinovnik-ebrr-mark-magaleckiy-uchastvoval-v-korrupcionnoy-sheme-na-dorozhnom-stroitelstve-smi).
Любопытно, что при изменении решения тендерная комиссия не обратилась в финансирующий банк для согласования и получения письменного одобрения, что само по себе является нарушением тендерных процедур. Решение комиссии полностью не соответствует требованиям конкурса.
Для ЕБРР согласиться с этим незаконным решением конкурсной комиссии – означает понести существенный риск, что консорциум азербайджанских компаний не сможет завершить проект из-за отсутствия опыта работы. Поэтому, даже имея внутри банка лоббиста в лице Магалецкого, банк потребовал от тендерной комиссии письменное подтверждение, что украинская сторона, в лице Украинских железных дорог, принимает на себя все риски, связанные с присуждением проекта неквалифицированному исполнителю. «Такого рода заявление от банка в обычном случае должно было насторожить компанию. Потому что это прямой путь к уголовному разбирательству по делу», — говорит Чурин.
Но тендерная комиссия во главе с Тилюпой в конечном счете предоставила требуемое письмо, таким образом принимая все юридические и финансовые риски на Украинские Железные Дороги.
«Произошедшее может привести к серьезному международному скандалу. Прежде всего, кроме азербайджанцев, в конкурсе участвовали и другие компании, которые могут захотеть оспорить столь сомнительный результат в суде. В результате на УЖД ляжет пятно компании, проводящей сомнительные тендеры. А на украинское отделение ЕБРР ляжет пятно банка, руководство которого финансирует компании, выигравшие в результате сомнительных тендеров», — говорит директор Института экономики и прогнозирования НАН Валерий Геец.