Репутация Международного трибунала по бывшей Югославии (МТБЮ) как независимого судебного органа снова оказалась подмоченной. На днях руководство структуры было вынуждено признать гибель целого ряда важных свидетелей по делу о конфликте в Косово и факты давления на очевидцев военных преступлений в Боснии и Герцеговине. На фоне смерти экс-президента Югославии Слободана Милошевича, фактическом крахе обвинения в адрес лидера сербских радикалов Войслава Шешеля и зашедшим в тупик процессе над Радованном Караджичем и Ратко Младичем любые попытки Трибунала продолжать играть роль «исторического арбитра» кажутся, по меньшей мере, жалкими.
Несколько дней назад на почтовый адрес Гаагского трибунала пришло странное письмо. Лучи специального аппарата показали наличие в конверте не только белого порошка неизвестной консистенции, но и поздравительной открытки, и… конфеты-карамельки. Адрес отправителя был указан с бухгалтерской точностью – адресант не только предоставил данные места собственного проживания, но и особенно отметил номер кода своей карточки социального страхования. В открытке было написано буквально следующее: «Судьи и прокуроры! Поздравляю, вы обделались. Вы не можете наказать всех виновных в развязывании конфликта в бывшей Югославии и сейчас попусту тратите деньги мирового сообщества». В пояснительной записке автор подчеркнул, что загадочный порошок – это ничто иное, как простой тальк, которым следует присыпать МТБЮ, уже ставший «общеевропейским раздражителем», а карамелька нужна для того, чтобы сотрудники трибунала подсластили «пилюлю осознания своей никчемности».
Отправитель сего образного послания – известный французский журналист и блогер Жером Фава, который вот уже три года пытается обратить внимание международной общественности на «крайне низкую эффективность работы Гаагского трибунала». «Да, за последнее время перед правосудием предстали сразу двое обвиняемых в военных преступлениях лидеров боснийских сербов – Радован Караджич и Ратко Младич, — пишет Фава на своей странице. – Но непосредственной заслуги в этом сотрудников МТБЮ нет. Караджича и Младича выдал Белград, и прокурорам оставалось только грамотно и открыто вести их процесс. Этого не произошло; заседания превратились в фарс, свидетели лгут под присягой, судьи переносят слушания, едва их начав, а важные свидетели мрут, словно мухи».
Последний пункт претензии Фава – страшная констатация факта, не признать который МТБЮ попросту не может. В недавнем телевизионном интервью главный прокурор Трибунала Серж Браммертц не то растерянно, не то подавленно заявил, что обвинение и защита «действительно лишились нескольких важных персон, способных пролить свет на детали того или иного дела». При этом Браммертц, которого даже политические противники считают «талантливым дипломатом» и «великолепным оратором», не смог дать внятного ответа на вполне логичный вопрос, а почему же МТБЮ с его финансируемой программой защиты свидетелей ровным счетом ничего не может сделать для обеспечения их безопасности.
Похоже, ответ на этот вопрос сегодня не может дать никто. Самым резонансным инцидентом, связанным с «потерей очевидцев» стала гибель в Германии главного свидетеля обвинения против бывшего боевика «Армии освобождения Косово» (АОК) Фатмира Лимая – албанца Агима Зогая. По данным следствия, Зогай располагал неопровержимыми доказательствами массовых расправ АОК над мирными сербами в 1999-м году и причастности нынешнего руководства Косово к нелегальной торговле человеческими органами. Неделю назад свидетель был найден повешенным в одном из парков немецкого города Дуйсбург. При этом предварительная полицейская версия смерти Зогая выглядит более чем нелепо – албанец якобы совершило самоубийство, прогуливаясь в парке с собакой. Агентов МТБЮ, якобы согласившихся с такой версией, даже не смутил тот факт, что на протяжении последних нескольких месяцев свидетель периодически получал угрозы в свой адрес, а его имя, скрываемое в Гааге под кодом «Х», было известно как в Косово и Албании, так и в самой Германии.
Ранее в Черногории при загадочных обстоятельствах погиб другой свидетель обвинения в военных преступлениях экс-лидера АОК Рамуша Харадинаи – Куйтин Бериш. Находившегося под защитой трибунала Бериша сбила машина – во всяком случае, так сказано в полицейском отчете. По словам очевидцев происшествия, автомобиль буквально раздавил беднягу, прижав его к кирпичной стене, а затем несколько раз переехал его. Подобная участь постигла и других свидетелей – Исука Хакляя и Сабахета Таву; Мехмета Радуя, Алима Вачи, Добоя Пешича и Хакима Мереми убили в кабацких драках, Сабор Карачи и Лима Дараи сгорели на пожарах, а Савва Йошич даже принял смертельную дозу снотворного и пустил себе пулю в лоб. Примечательно, что эксперт, осматривавший последнего свидетеля, в своем заключении указал, что «Йошич сначала пустил себе пулю в лоб, а затем принял снотворное».
Исчезают и свидетели защиты Караджича и Младича. Так, в начале октября в самом центре Белграда «пропал» Бранко Милутинович, добровольный адвокат Караджича, который практически смог доказать, что ни одного мирного жителя в сербских концлагерях в Боснии не содержалось.
Не выдерживают критики и заседания самого МТБЮ. Например, слушания по делу генерала армии Республики Сербской (Босния) Ратко Младича, сегодня, как правило проходят в следующем режиме: судья Альфонс Ори в очередной раз выслушивает основные пункты обвинения, получает заявление защиты о невиновности подсудимого и… переносит пресловутое заседание на неопределенный срок – для установления всех деталей дела. В отношении бывшего президента Республики Сербской Караджича ситуация не менее банальна – получая требование Караджича лично осуществлять собственную защиту, судья закрывает слушание: необходимо обсудить процессуальные нормы такой практики.
«Гаагская Фемида по неизвестным причинам тянет время, — сказал агентству «ГолосUA» наблюдатель ООН при МТБЮ Бьорн Лиланд. — А ведь в данном случае время работает отнюдь не на Трибунал. Общественное недовольство медленной и неэффективной работой структуры растет, головокружение от успехов МТБЮ на ранней стадии его развития проходит. И, наконец, сегодня складывается впечатление, что избранный нынешними судьями путь работы – это дорога в никуда».
Следует особенно отметить, что в самое ближайшее время в Организации Объединенных Наций должны дать оценку деятельности Трибуналу за последний год. Каковой будет эта оценка – предположить теперь уже несложно.