ГолосUA
17:44 09/04/2021

Друзья, берегите свой мобильный номер! 

Номер могут «похитить», воспользовавшись новой, упрощенной процедурой перенесения номера (MNP). Эта новая процедура несколько дней назад была одобрена Национальной комиссией регулирования связи и должна вступить в силу 1 декабря текущего года.

MNP (Mobile Number Portability) — безусловно, полезная и важная услуга. Ее суть — в том, что абонент мобильной связи может перейти от одного оператора к другому, сохранив свой телефонный номер. В большинстве стран доля потребителей этой услуги исчисляется считанными процентами, однако это не позволяет операторам расслабляться и считать, что абоненты навечно “привязаны” к ним. Таким образом, MNP позволяет поддерживать высокий уровень конкуренции на телекоммуникационном рынке.

Теоретически, переходить могут не только клиенты мобильных компаний, но и абоненты фиксированной связи (это называется FNP), но в данном контексте речь идет именно о мобильной связи. Сейчас почти вся наша жизнь “привязана” к мобильному: программы лояльности в магазинах и ресторанах, клиентские карты в клубах, двухфакторная аутентификация в мессенджерах и многое-многое другое. А самое главное — мобильный номер предоставляет доступ к банковским счетам и онлайн-оплатам. Стоит ли говорить, что потеря номера может быть очень болезненной.

По старым правилам MNP, которые все еще действуют, если абонент намерен поменять оператора, то ему для начала надо будет убедиться, что номер зарегистрирован на него. У контрактных абонентов это правило выполняется, но вот среди клиентов предоплаченной связи (а таких у нас в стране абсолютное большинство, более 90%) — почти всегда номер вообще ни на кого не оформлен. В этом случае начать необходимо с регистрации своих данных в том операторе, от которого абонент намерен уйти.

После этого надо обратиться к новому оператору, который через соответствующую центральную базу данных сделает запрос к оператору-донору. Если персональные данные клиента совпадут, то номер будет перенесен. Такая схема была придумана для того, чтобы злоумышленник не смог украсть номер, попросив “перенести” его.

В новых правилах, которые вступят в силу в декабре 2021 года, регистрироваться у прежнего поставщика услуг не надо. Абоненту достаточно обратиться к новому оператору, в том числе и дистанционно, заполнив форму на сайте. Для проверки на этот номер будет отправлено короткое сообщение с проверочным кодом, который нужно сообщить сотрудникам оператора. В правилах предусмотрена еще одна проверка: новый оператор обязан позвонить на номер, который будет переноситься и убедиться в том, что абонент желает этого.

На мой взгляд, эти две меры безопасности являются недостаточными. Мошенникам достаточно “попросить” абонента поделиться проверочным кодом, а перед тем — убедить его установить переадресацию звонков (и тогда проверочный звонок примет злоумышленник, который подтвердит желание перенести номер). Втереться в доверие конечно, не просто, но злоумышленники умеют решать такие задачи. В качестве примера можно вспомнить о мошенниках, которые узнают данные банковской карты, в том числе ее номер, срок действия, трехзначный код (cvv), а потом еще и одноразовый пароль, который банк присылает в подтверждение операции. Конечно, далеко не все люди соглашаются выполнить просьбу фальшивого “сотрудника безопасности банка” и рассказывают о своей кредитке. Но все же некоторые идут на поводу у преступников. Случаи банковского мошенничества в нашей стране стали настолько частыми, что ими озаботился Национальный банк Украины, инициировавший программу противодействия “Шахрай, гудбай”.

Подобное может произойти  и в мобильной связи. Многие откажутся, но часть абонентов по просьбе аферистов введут на своем телефоне набор цифр. Тем более, что в сознании обычных жителей эти цифры не могут быть связаны с финансами и не несут никаких рисков. Большинство абонентов ведь не знают, что цифровой код может включить переадресацию, что потом приведет к потере номера.

Итак, если вы не хотите потерять номер, не вводите никакие коды, которые вам сообщил собеседник. Особенно если код начинающиеся со “звездочки” (как правило, переадресация включается командой, которая начинается с символов **21 или **6). Кроме того, не передавайте неизвестным людям коды, полученные в мессенджере или sms-сообщении.

Ну и совсем не лишним будет зарегистрироваться у своего оператора (если вы не сделали этого ранее). Новые правила также предусматривают отказ в переносе номера, если он зарегистрирован на другого человека.

Читайте также по теме