Дистанционная форма обучения в Украине показала глубочайший кризис системы образования — эксперт

Введение дистанционной формы обучения в Украине в период карантина из-за вспышки коронавируса стало ярким показателем глубочайшего кризиса системы образования.

Такое мнение выразила директор Центра экспертизы образовательных реформ, доктор педагогических наук, профессор Людмила Ващенко в материале ГолосUA «Дистанционное образование школьников как показатель глубокого кризиса».

Эксперт перечислил недостатки дистанционного образования в Украине.

«На практическом уровне – многие дети не имели возможности получить знания по причине отсутствия технических средств, наличия низкого уровня мотивации к обучению и отсутствием контроля за их учебной деятельностью; 10% выпускников не сдали ВНО (согласно данным МОН); стал очевидным факт отсутствия у значительной части педагогов необходимой компетентности проводить дистанционное обучение; СМИ и родители зафиксировали недостаточный уровень знаний своего предмета у отдельных учителей. Это список можно продолжать.

На управленческом уровне зафиксирована слабая координация учебного процесса в системе онлайн руководителями школ; низким уровнем предоставления методических рекомендаций со стороны методических центров и организаций последипломного образования; отсутствием в условиях карантина психологической поддержки школьников с асоциальных семей; отсутствием грамотного мониторинга проблем дистанционного образования как со стороны департаментов образования, так и со стороны профильного министерства», — отметила доктор педагогических наук.

Основываясь на наблюдениях за результатами дистанционного образования в Украине, Л.Ващенко прогнозирует, что в Украине многие дети лишатся возможности получать среднее образование, если формат дистанционного обучения станет широко распространенным или обязательным.

«Данные мониторинга сегодня могли бы показать реальную ситуацию, которая находится «в тени»: наличие цифрового разрыва, который не позволил детям с низким социальным уровнем семьи продолжить свое образование, может сломать их дальнейшие планы относительно обучения.  Необъективные годовые оценки и учебные сложности, с которыми такой ребенок будет сталкиваться с первого сентября, сделают его еще более уязвимым. Поэтому одним из рисков, с которыми мы столкнемся в ближайшее время, станет риск потери для образования детей школьного возраста.

Очевидно, эта проблема не новая для отдельных стран Европы и мира. Но ведь мы всегда гордились 100% охватом детей в школах!

И хотя за последние десять лет в Европе уменьшилось число молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет не имеющих среднего образования, сегодня те, кто бросает среднюю школу составляют 10,3%. В Испании эта цифра еще более драматична: 13% среди девушек и 21,4% среди юношей (El País, 19.08.2020). Поэтому наши европейские коллеги озабочены тем, что продолжение дистанционного или комбинированного обучения будет способствовать увеличению отсева школьников из учебных заведений», — отмечает эксперт.

Л.Ващенко предложила пути решения проблемы. Для этого нужна слаженная работа Кабмина и парламента.

«Безусловно, работа правительства, профильного министерства, а также законодательного органа власти ныне должна быть направлена на: создание в учебных заведениях среднего образования необходимых условий для обучения детей уязвимых групп; увеличение количества учителей с целью предоставления помощи школьникам с низким образовательным уровнем дополнительных занятий, тем самым предотвращая отсев; расширить возможности профессиональной деятельности и социально-экономических условий учителя», — отметила эксперт. 

Резюмируя анализ ситуации с образованием в Украине, Л.Ващенко отмечает, что «все образовательные реформы в Украине сопровождаются исключительно разрушением школы и нет ни одной инициативы, которая бы сделала обучение наших детей привлекательным и максимально персонализированным».

Напомним, в связи с карантином в Украине школам рекомендуется самостоятельно принимать решения о переносе каникул с учетом эпидемиологической ситуации. Также рекомендуется ввести гибкую структуру образовательного процесса. Об этом на брифинге заявил исполняющий обязанности министра образования Украины Сергей Шкарлет.

Читайте также по теме