Торжества в Триполи, Бенгази и Мисрате по случаю первой годовщины начала ливийского восстания более напоминали оргию. Десятки тысяч вооруженных людей, скандируя лозунги «Мы победили!» и «Да здравствует революция!», практически повсеместно палили в воздух из всех видов оружия, жгли чучела Муаммара Каддафи и флаги Джамахирии, а также устраивали вылазки в кварталы, где при свергнутом полковнике проживала творческая интеллигенция. Немногочисленные западные корреспонденты, довольно осторожно освещавшие эти события, отметили факты грабежей и насилия над женщинами; в отдельных районах зафиксированы массовые отравления некачественным алкоголем. Ни правительственная гвардия, ни новообразованная полиция в ситуацию не вмешивались – Ливия уже давно находится на грани анархии.
Официальное поздравление действующим властям Ливии в связи с «национальным праздником» из уст пресс-секретаря американского Белого Дома Джея Карни прозвучало как-то совсем уж неискренне. Чиновник, который, по всей видимости, самостоятельно писал свой спич, отметил огромное значение свержения диктатуры полковника Каддафи для всего арабского мира, но тут же, осекшись, призвал правительство в Триполи навести в стране порядок. Дескать, основные завоевания «ливийской революции» нивелируются грубейшими нарушениями прав человека, отсутствием развитой инфраструктуры и непрекращающимися столкновениями на этнической почве.
Так уж получилось, что именно здесь Карни попал в точку. Представители сразу нескольких правозащитных организаций, включая «Amnesty International” и «Врачи без границ», в виде исключения допущенных в Ливию с независимой инспекцией, констатировали: «победители» устраивают самосуд, зверски пытают заключенных в тюрьмах и фактически ежедневно убивают тех, кто хотя бы в малой степени был заподозрен в приверженности идеям Каддафи. «Страна действительно погружается в пучину мрака и беззакония. Относительно процветающая при «лидере Муаммаре» Ливия сегодня напоминает огромную коллекторную яму, где сосредоточились бывшие уголовники, экстремисты и боевики разных мастей, — отмечает в своей статье известный арабский блогер Ахмед ас-Сабах (ОАЭ). – В ряде районов по-прежнему ведутся ожесточенные боевые действия, но уже на сей раз между самими «революционерами», которые никак не могут поделить те богатства, которые были накоплены во времена Джамахирии». Аналитик добавляет, что экономика Ливии оказалась на грани коллапса: в регионе царит безработица, остановлено производство и даже частично – нефтедобыча, инфляция достигает ужасающих масштабов, а за гуманитарной помощью ежедневно выстраиваются километровые очереди. У страны было прошлое, вероятно, ее ждет определенное будущее, но у нее катастрофически нет настоящего, констатировал Ас-Сабах.
Справедливости ради стоит отметить, что некоторую видимость свободы и демократии правящий ливийский Переходный национальный совет (ПНС) все-таки создает. Так называемый «премьер-министр» Ливии Абдель Рахим аль-Киб в своих многочисленных обращениях к народу и на переговорах с Западом постоянно твердит о «радикальных переменах» в жизни рядовых граждан. «Они могут безбоязненно выражать свое мнение по разным политическим вопросам, организовывать митинги и участвовать в шествиях», — отметил, в частности, аль-Киб на специальном заседании ООН. И добавил: «Во времена Каддафи о таком можно было только мечтать».
Но вот ведь в чем дело – «безбоязненно выражать свое мнение» среднестатистический ливиец может преимущественно в столице Триполи, да и то в ее элитных районах, где расположенные неподалеку здания местных органов власти охраняются усиленными нарядами военных. Митинги и шествия в других местах, а уж тем более далеко за пределами больших городов нередко заканчиваются столкновениями и провокациями, неизменно приводящими к жертвам.
Впрочем, и в Триполи сегодня лучше воздержаться от критики правительства, в частности, и «победителей», в целом. Это наглядно демонстрирует пример известнейшей ливийской писательницы и телеведущей Гали аль-Мисрати. Именно ей принадлежит каламбурное словечко «Джаманархия» (производное от канувшей в Лету Джамахирии), которое она употребила для характеристики сложившейся в родном государстве ситуации. Ярая сторонница Каддафи, она подвергла резкой критике пресловутых революционеров, назвав их «сборищем подонков» и «троглодитами». А вот этого новая власть Гале не простила. Несколько месяцев назад аль-Мисрати была арестована и брошена в тюрьму, где над ней, по свидетельствам очевидцев, регулярно издевались. Предполагается, что садисты отрезали ей язык и задушили в камере. Подобная участь постигла ближайших охранников Каддафи и даже работавших во дворце свергнутого полковника слуг.
Отдельным пунктом претензий мирового сообщества к ПНС является удерживание в ливийских тюрьмах иностранных граждан. Согласно данным, поступающим из Триполи, таковых сегодня насчитывается несколько тысяч человек. Причем ни структуры ООН, ни правозащитники ЕС ровным счетом ничего не могут поделать для их скорейшего освобождения – ливийские власти попросту отказываются вести на эту тему какие-либо переговоры. В ПНС уверены, что дела иностранцев будут рассмотрены «в ближайшее время – после того, как в стране восстановится структура правосудия».
Трудно с точностью сказать, когда эта структура восстановится, да и произойдет ли это в обозримом будущем вообще. А до тех пор будущее «ливийских узников», среди которых, кстати, 22 гражданина Украины, остается крайне туманным. Причем, если к украинцам их тюремщики относятся более или менее толерантно, то арестованных выходцев из Чада, Нигера и Судана ждут регулярные допросы и пытки. Вопреки всем законам логики, «победители» считают практически всех своих темнокожих соседей «наемниками Каддафи». Поговаривают, что во время прошлогодней гражданской войны для «революционеров» даже существовала директива убивать любого «черного африканца». Отчаянные попытки Нджамены, Ниамея и Хартума обратить внимание ООН на эту несправедливость, очень уж попахивающую обыкновенным расизмом, никаких результатов не дали – в эйфории ликвидации Джамахирии Запад предпочитал об этом не вспоминать.
Но любая эйфория рано или поздно проходит. Похоже, тот же Запад сегодня и сам видит, что за столь короткий срок разрушить старое, конечно, можно, но вот построить новое – крайне проблематично. «Организация Объединенных Наций будет использовать все возможные рычаги воздействия на Триполи, дабы находящиеся в тюрьмах иностранцы были либо отпущены на свободу, либо депортированы на родину, — сказала в интервью корреспонденту агентства «ГолосUA” специальный наблюдатель ООН Ванесса ле Роа. – Кроме того, международное сообщество будет настаивать на целом ряде реформ в Ливии, способных оздоровить обстановку в стране».
Каким образом «международное сообщество» воплотит этот план в жизнь – не известно. Ливийские «революционеры» в один голос заявляют, что в своем построении «идеального государства» они обойдутся без помощи извне. А посему методично отказывают и американцам, и итальянцам, и немцам в их желании создать на территории Ливии новые совместные предприятия и приобрести в постоянное пользование собственность. Складывается вполне оправданное впечатление, что и Вашингтон, и Брюссель «прогадали» с поддержкой ливийских оппозиционеров, не пожелавших в качестве благодарности за помощь в уничтожении режима Каддафи открыть ливийский рынок для масштабных западных инвестиций.
Как бы то ни было, а без посторонней помощи Триполи вряд ли удастся восстановить разрушенную войной экономику и навести порядок как на городских улицах, так и в контролируемых ныне вождями местных племен частях пустыни. Это, кстати, отчасти признает и Абдель Рахим аль-Киб, констатировавший несколько дней назад, что «верные ему войска пока не могут положить конец хаосу в стране».
В стране, которая еще год назад имела самый высокий индекс развития человеческого потенциала среди всех африканских государств. В стране, которая теперь попросту не имеет настоящего.