Е-декларирование превратилось в способ легитимации доходов чиновников и нардепов – эксперт

В Украине из-за отсутствия проверок электронных деклараций и отсрочки  второй волны регистрации новых деклараций, эти документы превратилась в способ легитимации  доходов чиновников. 

Об этом в комментарии ГолосUA  сообщил политолог Алексей Якубин. 

«По итогам первого  этапа электронного декларирования, который состоялся в прошлом году, было подано  свыше 100 тысяч деклараций,  и на этом процесс остановился. Ведь какого-либо дальнейшего процесса мы не видим.  Вплоть до того, что Нацагенство по борьбе с коррупцией даже не смогло разработать процедуру проверки.  Таким образом,  подтверждается тезис, что электронное декларирование превращается в «нулевую декларацию».  То есть в способ легитимации  доходов  нардепов и чиновников», — сказал А. Якубин. 

По его словам, именно с этим связаны очередные проволочки в запуске второй волны е-декларирования. 

«Мы наблюдаем отсрочку электронного декларирования, которое должно было начаться в 2017 году и длиться до начала  весны. Ведь оказалось, что в  бюджет не внесли отдельную статью  по поводу финансирования развития системы электронного декларирования и адаптации ее к тому, чтобы  системой  могли одновременно пользоваться  большее количество людей.  Ведь с 1 января 2017 года круг лиц, которые должны были задекларировать свои доходы, расширяется.  Думаю,  что в бюджете  не заложили финансирование не просто так.  Ведь систему  е-деклараций нужно было адаптировать к новым условиям.  Сейчас с электронным декларированием сложилась интересная ситуация.  Начался новый этап е-декларирования и формально  к нему должны присоединиться и подать декларации сотни тысяч новых  декларантов.  Но сама по себе система не способна принимать такое большое количество запросов и обрабатывать их»,- уточнил А. Якубин. 

По словам политолога,  в итоге наши политики всю  ответственность за невыполнение  проверки е-деклараций  пытаются переложить на Евросоюз (ЕС). 

«Нардепы говорят о том, что поддержку системы е-деклараций  должен финансировать ЕС.  Он же был заинтересован  в этом.  Поэтому под соусом того, что нет средств на запуск второй волны электронных деклараций, есть попытка свернуть проверки электронных деклараций. Тем более, что мы видим, что легализация  безвизового режима пока не предвидится. 

Эксперт отметил, что расширение круга е-декларантов было создано специально, чтобы  уничтожить систему проверок. 

«Расширение круга е-декларантов, то  есть  решение обязать директоров школ и ректоров вузов  публиковать свои декларации, было сознательной  тактикой для того, чтобы  нивелировать всю идею системы.  Ведь она создавалась,  как система для  борьбы с ТОП–коррупционерами, среди которых ключевые чиновники, депутаты и министры.   После  расширения  круга  е-декларантов, система    будут сознательно «размываться»  и проверки деклараций  чиновников просто не  будут проводить», — резюмировал А. Якубин. 

Напомним, нардепы обязали директоров школ и ректоров вузов с 1 января текущего года обязательно вносить свои доходы в е-декларации. Соответствующая инициатива была предложена Национальным агентством по предупреждению коррупции (НАПК). Кроме руководителей учебных заведений обязательно будут публиковать е-декларации их заместителей. Ранее сообщалось,  что  "Украинские специальные системы" сообщает о возможном возникновении проблем, связанных с работой реестра е-деклараций во время второго этапа электронного декларирования, который начинается 1 января 2017 года. /> Отмечается, что на этом этапе количество субъектов декларирования может достичь 2 миллионов человек.

"Государственное предприятие "Украинские специальные системы" (ГП "УСС"), которое решением НАПК определено администратором Единого государственного реестра деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, информирует, что при таком увеличении нагрузки на ресурсы Реестра стабильность его работы под угрозой", — говорится в заявлении.

Согласно заявлению, в реализованной конфигурации Реестра деклараций имеющиеся ресурсные возможности позволяют проводить до 5 тыс. одновременных сессий и хранить и обрабатывать до 1 млн деклараций в год. "Однако ожидается, что с 1 января количество одновременных сессий может вырасти до 70000 и быть на порядок выше в дни пиковых нагрузок, а именно — в конце срока представления электронной декларации. Количество деклараций на втором этапе е-декларирования (до 1 апреля) может достичь 2,5 млн", — заявили в "УСС".

Читайте также по теме