Тот факт, что в первом туре президентских выборов в Арабской Республике Египет убедительную победу одержал исламский радикал, наглядно свидетельствует об общественных настроениях в стране. Прошлогодние революционные события, в ходе которых тогдашний глава государства Хосни Мубарак был вынужден подать в отставку, вновь отзываются эхом на Синайском полуострове — Египет в очередной раз оказался на грани политического раскола и брожения умов. Сторонники «светского» кандидата в национальные лидеры — бывшего генерала египетских ВВС и премьер-министра Ахмеда Шафика — открыто заявляют, что если на втором этапе голосования он проиграет своему конкуренту — представителю организации «Братья-мусульмане» Мухаммеду Мурси, страна погрязнет в митингах и демонстрациях и это еще более дестабилизирует ситуацию в и без того неспокойном регионе. Что станет с Египтом в ближайшем будущем — не берется предугадать никто.
Эти кадры, наверное, обошли практически все центральные арабские телеканалы. Неизвестный мужчина обливает себя бензином на одной из центральных площадей Каира, и с криком «Аллаху Акбар!» зажигает спичку. Уже превратившись в факел, он кричит что-то вроде «Исламский путь или смерть!» и «Да здравствуют братья-мусульмане!». Пламя удается погасить по счастливой случайности проезжавшей мимо пожарной команде; участник «шоу» в тяжелом, полубессознательном состоянии загружается в карету «скорой помощи», откуда вперемежку со стонами продолжает скандировать радикальные лозунги.
Сегодня подобная картина для египетских городов — отнюдь не экзотика, пусть и ужасающая. Сразу же после того, как центральная избирательная комиссия страны объявила результаты первого тура выборов главы государства, состоявшегося 23-24 мая, Египет захлестнула волна, если так можно выразиться, «показательных акций». Два противоборствующих лагеря, представленные сторонниками двух вышедших в финальный этап голосования кандидатов, буквально наводнили площади и улицы того же Каира, а также Александрии, Гизы, Шубры-эль-Хеймы и других мегаполисов.
Демонстранты, не стесняясь в выражениях, клятвенно пообещали противникам использовать «все возможные методы воздействия» для отстаивания своих интересов, а отдельные «экстремалы» даже грозили неизвестно кому с импровизированных трибун гражданской войной. При этом и те, и иные забрасывали камнями и «коктейлями Молотова» административные здания и банки, поджигали автомобили и громили частные лавки.
Полиции и армейским подразделениям с трудом удалось взять ситуацию под свой контроль — правоохранители уже выступили с заявлением, в котором подчеркнули, что в случае дальнейшей эскалации напряженности они будут вынуждены применить не только традиционный слезоточивый газ, но и огнестрельное оружие. Похоже, армия и элитные полицейские подразделения — сегодня единственные в Египте структуры, которые так или иначе являются гарантом порядка в частности и государственности в целом.
В чем же на сей раз заключается общественная проблема в стране? На первый взгляд, все предельно просто. В ходе двухдневного майского голосования из 24 миллионов избирателей, пришедших на участки, свои предпочтения кандидату от «Братьев-мусульман» Мухаммеду Мурси отдали 24,8% египтян. Его главный оппонент — экс-соратник Хосни Мубарака Ахмед Шафик набрал 23,7% голосов. Первый сегодня открыто призывает сограждан ликвидировать светские правила и начать жить по законам шариата. «Наша конституция — Коран, — отметил Мурси в ходе традиционных телевизионных дебатов. — И нечего обращать внимание на Запад, который постоянно вмешивается в дела Египта: изгоним из страны всех чужаков и построим государство высокой религиозной культуры!». Правда, в другом обращении к нации, записанном на местном радио, Мурси как-то достаточно неуверенно заявил, что лично он пока не знает, как создать пресловутое государство «в кратчайшие сроки» и без той же «помощи извне», включая финансовую.
В этом отношении позиция Ахмеда Шафика выгладит более четкой. Кандидат настаивает на продолжении курса на сближение Египта с Западом, активнейшее участие Каира во всех международных организациях, укрепление его роли в Лиге арабских государств (ЛАГ) и, наконец, дополнительное привлечение иностранного капитала. Кроме того, в отличие от оппонента, Шафик активно поддерживает развитие туризма. «Немцы, британцы, шведы, русские и украинцы оставляют на наших курортах баснословные суммы, — подчеркнул, в частности, он — Не будем же мы отсекать кормящую нас руку и закрывать Египет для зарубежных туристов!».
И так далее. Каждая политическая платформа нашла своих благодарных слушателей, и в считанные дни Египет вновь разделился на два лагеря. Лагеря воинствующих граждан, которые словно напрочь забыли о том, что еще чуть более года назад они объединились в общем порыве и фактически свергли президента Мубарака, безраздельно правившего страной на протяжении тридцати лет. Складывается вполне объяснимое впечатление, что именно сейчас что-то надломилось в сознании египтян и теперь бывшие единомышленники, оказавшись по разные стороны баррикад, шлют друг другу реальные проклятия и угрозы.
Так, накануне силы безопасности Египта взяли под усиленную охрану предвыборные штабы всех кандидатов в президенты. Это произошло после дерзкого нападения на головной офис предвыборной кампании Шафика. Согласно уточненной информации, сотни неизвестных ворвались в здание штаба в каирском районе Докки и уничтожили офисное оборудование и агитационные материалы. Находившиеся в помещении сотрудники штаба были зверски избиты (сообщается о гибели нескольких человек). Примерно в то же время в районе Каирского этнографического музея произошло нападение на штаб «Братьев-мусульман», информация о чем вызвала массовые уличные столкновения.
«То, что происходит сегодня в Египте, можно смело назвать «эффектом пирамиды», — сказала в интервью агентству «ГолосUA” координатор международных программ по Ближнему Востоку и Северной Африке Кристина Сторског. — Волна общественной нестабильности распространяется, расширяясь, сверху вниз. Главный действующий государственный орган — Временный военный совет уже не может удерживать власть в своих руках, а избрание президента, уже расколовшее социум, может лишь усугубить и без того нестабильную ситуацию в стране».
Как бы то ни было, а египтянам предстоит еще одно испытание, если так можно выразиться, на общественную прочность. Второй и завершающий тур выборов главы государства назначен на 16-17 июня, после чего власть в стране окончательно перейдет гражданскому лидеру. Кто станет этим лидером и чем обернется для государства его избрание — покажет самое ближайшее время…