Европейский экологический налог СВАМ в 2026 году будет стоить украинским производителям миллионы, если не будут проведены быстрые изменения. Но Украина имеет шанс отсрочить его введение, если прибегнет к неотложным мерам.
Об этом говорится в статье Politico под названием «The EU’s carbon tax may devastate a country it is trying to keep alive: Ukraine».
«В то время, как ЕС обещает финансировать военные усилия Украины, сколько бы времени это ни длилось, он также настойчиво продвигает новый закон, который в нынешнем виде может истощить изуродованную войной украинскую экономику. Речь идет о налоге, который ЕС планирует ввести на целый ряд продукции углеродоемкого импорта, в частности, на железо и сталь», — указывает издание.
С тех пор как началось полномасштабное вторжение России, Украина, которая и так зависела от экспорта в ЕС, стала еще более привязана к поставкам своей продукции в Европу, поскольку черноморские торговые пути были закрыты из-за военной опасности. В результате Украина получит серьезный экономический удар в 2026 году, когда CBAM начнет действовать, акцентирует журналист: страна может потерять $1,4 млрд.
«Однако, в законе о CBAM есть пункт о форс-мажорных обстоятельствах — или стихийном бедствии — для исключительных обстоятельств, и война и военные действия подпадают под эту категорию. Но Брюссель не дал четких сигналов, что предложит Киеву исключение из-под действия механизма», — отмечает Politico.
Если бы налог на выбросы углерода в ЕС вступил в силу сегодня, говорят опрошенные изданием эксперты, это привело бы к падению экспорта в пределах 1,4 млн тонн чугуна, что эквивалентно потерям в размере $600 млн. Экспорт полуфабрикатов также упал бы на 1,3 млн тонн, что в сумме составило бы $640 млн недополученного дохода.
«Украина будет поставлена на колени», — предупредил Йожеф Ксапо, директор по технологиям и стратегии «АрселорМиттал Кривой Рог», крупнейшего металлургического завода страны.
«ЕС, конечно, не заинтересован в уничтожении украинской экономики, совсем наоборот. Отчасти поэтому нормы по СВАМ содержат положение о форс-мажорных обстоятельствах, которое позволяет ЕС делать исключения. Мохаммед Шахим, евродепутат от Нидерландов, возглавляющий работу профильного комитета парламента, сказал, что участники переговоров считают эту формулировку «украинским кейсом», — указывает издание.
Однако Европарламент не может принять эту норму самостоятельно — этот шаг должна сделать исполнительная власть ЕС в Брюсселе (Европейская комиссия). Пока она этого не сделала, хотя еще есть время, поскольку механизм начнет действовать только в 2026 году. В то же время, нужно помнить, что такие шаги не происходят за одну ночь. Переговоры о членстве обычно длятся годами. Интеграция законов ЕС в национальное законодательство — это долгий процесс, а война еще больше усложняет ситуацию.
«Сагатом Саха, научный сотрудник Центра глобальной энергетической политики Колумбийского университета, удивлен, что ситуация с налогом на выбросы углерода не рассматривается как насущная проблема. Он предупреждает: с приближением выборов в ЕС этот вопрос может быть отложен на месяцы, поскольку основные институты ЕС сменят персонал и законодателей», — предупреждает Politico.
Напомним, из-за блокады границы поляками Украина потеряла уже около 500 миллионов долларов.