Ирина Черныш
08:32 21/10/2019

Экономист объяснил, почему сейчас для развивающихся стран наступает благоприятная ситуация

Сейчас политика Федеральной резервной системы (ФРС) США представляет собой прекращение изъятия из системы ликвидности, что приводит к тому, что американские облигации становятся менее привлекательными для инвесторов и это выгодно для развивающихся рынков.

Об этом в комментарии корреспонденту ГолосUA сообщил экономист, финансовый аналитик Алексей Кущ.

«После кризиса 2008 года ФРС несколько раз увеличивала свои активы путем выпуска дополнительной эмиссии. На начало кризиса у них было пол триллиона долларов активов, а за несколько лет стало более 4 триллионов. Эмиссия производилась при помощи различных монетарных инструментов, в том числе и за счет выкупа у американских банков казначейских и ипотечных облигаций. Такими образом, например, фондовые рынки были спасены. Это программа называлась количественным расширением. Но в 2017 году в ФРС начали думать, как начать обратный процесс, то есть изъятие избыточной ликвидности из финансовой системы для того, чтобы избежать возможных инфляционных рисков. Если с начала кризиса ФРС снижала процентные ставки с начала кризиса, то в 2018 году началось повышение базовых процентных ставок. Началась политика количественного сжатия. То есть ФРС наоборот – продавала банкам казначейские и ипотечные облигации из своего портфеля, и сжимал у них денежную ликвидность. Такие действия привели к, так называемому, «валютопаду» на развивающихся рынках», — заявил экономист.

По словам А. Куща, тогда в 2018 году национальные валюты в развивающихся странах (и гривна в том числе) начали испытывать серьезное давление.

«По той причине, что повышение процентных ставок в США привело к повышению дохода казначейских облигаций до 3% и они стали привлекательными для иностранных инвесторов. Таким образом, начался отток инвестиций с развивающихся рынков на рынок капитала США. И по отчету Юнктад ООН (организации, которая занимается глобальными инвестициями) как раз 2018 года стал годом сокращения примерно на 20% глобальных инвестиций в развивающиеся рынки. Ситуацию спасала как раз позиция Трампа, который начал критиковать Джанет Йеллен (экс-руководителя ФРС, которая была идеологом политики количественного сжатия) потому, что ему нужно было как раз снижение процентных ставок, чтобы стимулировать развитие американской экономики. И в конце концов он назначил свое ставленника Джерома Пауэлла новым главой ФРС (причем это назначение произошло досрочно, что в принципе для ФРС не свойственно) и уже мы увидели программу количественной стабилизации (то есть когда процентные ставки и не снижались, и росли). А в последние время мы видели уже два снижения на 0,25%. Сейчас она составляет 1,75-2%. Это целевая ставка США (у ФРС их есть целый комплекс). Еще несколько месяцев назад она была 2,25-2,5%. Новая программа предусматривает, что ФРС будет проводить очень ограниченную политику сжатия (они это продолжают декларировать – планируют продавать из своего портфеля в случае ухудшения инфляционных показателей какое-то количество облигаций). В основном сокращение активов федерального резерва приостановилось. За весь период количественного сжатия было продано всего облигаций на 500 миллиардом долларов. Сейчас политика ФРС представляет собой прекращение изъятия из системы ликвидности. Американские облигации становятся менее привлекательными для инвесторов и это выгодно для развивающихся рынков. Многие фонды перенацелились на них чтобы получить положительную доходность», — отметил он.

Напомним, Федеральная резервная система (ФРС) США снизила целевую ставку по федеральным фондам (базовую) ставку на 25 базисных пунктов – с 2,25–2,5% до 2–2,25%.

 

Читайте также по теме