Власть сегодня озабочена тем, чтобы все поменять в образовании, хотя следует укреплять детские сады, профтехучилища и ВУЗы.
Об этом в комментарии ГолосUA рассказал экс-министр образования и науки Украины, ректор Национального университета биоресурсов и природопользования Украины Станислав Николаенко.
«Ранее в бюджете существовала норма, что обязательно 10% от ВВП направляется на образование. Затем эту норму попытались отменить. Сейчас поставили 7%. В этой связи пока сложно понять, сколько это в реальных деньгах. Да, формально, по сравнению с прошлогодними 5%, сейчас наблюдается рост. Но он в основном происходит за счет поднятия заработных плат. Скажем, по системе высшего образования увеличение ассигнований составляет плюс 15%, но это тоже за счет зарплат. А развития нет. В то же время свет, коммунальные платежи в системе высшего образования тоже нужно как-то оплачивать», — объяснил С.Николаенко.
По его словам, также нужно делать ремонт корпусов, покупать необходимое оборудование.
«На самом деле очень важно понимать, сколько из этих средств, в конечном итоге, пойдёт на развитие. 217 миллиардов – цифра громкая, но нужно увидеть бюджетную роспись, что и куда отправится. И вот тогда уже можно будет конкретно анализировать. Сама по себе эта цифра ни о чем не говорит», — уточнил экс-министр.
С. Николаенко подчеркнул, что «рост заработных плат – это, безусловно, правильно».
«Только счастливый учитель может воспитать счастливых детей. Нищий, сирый и убогий преподаватель или профессор никого воспитать не способен. Ставка нашего профессора – это 5-6 тыс грн, а в Европе – это 5-6 тыс евро. А цены практически сравнялись. Вот и считайте», — настоял он.
По мнению экс-министра образования и науки, невозможно все «вешать» на контрактников.
«Давно пора закрыть вопрос с энергоносителями. Невозможно давать ВУЗам 20-30% от потребностей в энергоносителях. Нам предлагают закрывать этот пункт за счет контрактников. И никого не интересует, что нам следует укреплять материальную базу, покупать компьютеры. У нас в университете, к слову, 400 лабораторий, и их нужно содержать», — отметил С.Николаенко.
Станислав Николаенко обратил внимание, что власть сегодня озабочена тем, как укрепить министерство, чтобы оно принимало самые лучшие решения, хотя надобно укреплять детские сады, профтехучилища и ВУЗы.
«Не надо пытаться укрепить повозку. Укрепите лошадь, которая ее тянет. Непонятен наш «зуд» все поменять. И аргументируется он тем, что у нас все советское. Но оно не советское, оно мировое. Никто не сможет ни в одном мировом вузе без лаборатории выучить студента-магистра. А лаборатория – это, прежде всего, качественное оборудование. Нужно повышать зарплаты, создавать межвузовские лаборатории, чтобы там стояли качественные микроскопы, компьютеры. Вот это и есть суть настоящей реформы. Необходимо укреплять содержание образования, ставить задания перед нашими академиями наук. Следует создать единую государственную систему стандартизации. Скажем, писали у нас не так давно в нескольких городах тесты для поступления в магистратуру юристов. Но когда спросили, по какому государственному стандарту их готовили, произошла заминка, потому что нет у нас такого стандарта. Нам нужны современные методики преподавания. Но хватит нам тянуть за волосы экспертов в коротких штанишках из фонда Сороса, которые начинают нам рассказывать, что мы живем в 13-м веке до н.э. и мы неандертальцы. Также назрел вопрос автономии образовательных учреждений – не бумажной, а реальной. У нас же видят автономию так – дать в каждую школу бухгалтера, и пускай он рулит финансами. Но в Украине 17 тысяч школ, и представьте, сколько для них нужно бухгалтеров», — резюмировал С.Николаенко.
Напомним, ранее сообщалось, 15 сентября Кабмин одобрил проект государственного бюджета на 2018 год и передал его в Верховную Раду. На образование в него заложили 217,5 млрд гривен.