Для детей-инвалидов и их семей в Украине должны быть созданы многоуровневые системы поддержки, а не финансироваться система интернатных учреждений, что в итоге приводит к усугублению проблем инвалидов и деградации общества.
Об этом в комментарии корреспонденту ГолосUA заявила эксперт Института общественно-экономических исследований и глава общественной организации «Родына» Лариса Самсонова.
«Например, история нескольких дней давности, Обращается к нам семья ребенка из Бучи Киево-Святошинского района Киевской области. Мальчику 6 лет, у него двигательные нарушения, не разговаривает, поведение ужасное. Семья состоит из 4-х человек (мама, папа, бабушка, дедушка). Они справиться не могут, всю свою жизнь подстраивают под ребенка. Мама и папа работают, бабушка взялась за мальчиком присматривать. Центры развития или творчества такого ребенка не берут, он требует особого подхода, школа не берет, ведь он не разговаривает, сидит дома в 4 стенах. Да, он не в интернате, но как вы думаете, ему весело? А его родителям? С постоянным чувством тревоги и неустроенности, неуверенности в завтрашнем дне? Пришли к нам, потому что мы своими силами организовали центр дневного пребывания для таких детей, ищем подходы к ним, работаем с поведением и показываем, как с ним жить родителям. Мы все не рождаемся идеальными родителями, порой нам очень необходимы дополнительные знания, поддержка. Если бы еще в раннем возрасте родители мальчика попали бы в программу раннего вмешательства. Если бы им рассказали, как правильно с ним жить, общаться, заниматься, я уверена, что не надо было бы столько усилий прикладывать теперь для того, чтобы выстроить с ним новые отношения и для того, чтобы он был в подходящей для него социальной среде. Родители смогли бы тогда каждый день приводить его на занятия и вечером забирать домой как обычного ребенка», — сказала Л.Самсонова.
По словам главы общественной организации, для таких детей, как этот мальчик, не идет речь об инклюзивной школе, но и в интернате ему тоже не место.
«Должны быть многоуровневые системы поддержки, исходя из потребностей детей и там, где он живет вместе с семьей. Тогда все будут чувствовать свою ответственность за жизнь ребенка и помогать ему жить. Наша общественная организация «Родына» в этом году реализовывала проект «Fitintonormality» при поддержке посольства США в Украине. Наша задача была выяснить, кто или что мешает стать инклюзивному образованию приоритетным. В рамках этого проекта мы сняли фильм «Инклюзия», в котором показали, как успешно учатся дети с поражением центральной нервной системы в одной из киевских школ на Оболони. Наша задача была продемонстрировать этот фильм детям, родителям, учителям обычных школьников . Препятствия начались с разрешений. Необходимо было с фильмом пройти специальную экспертизу и получить разрешение на его показ в школах», — сообщила представитель Института общественно-экономических исследований.
Л. Самсонова добавила, что на показах с детьми было все просто.
«Некоторые даже и не поняли, в чем дело: мол, дети с инвалидностью, ну и что. Некоторые школьники 6-10 классов, призадумались, говорили, что не против таких детей и соглашаются на совместное обучение с ними. Из 286 опрошенных детей только 4% сказали «нет» и не согласились учиться вместе с такими детьми. А вот учителя — это проблема. Из 110 опрошенных учителей 15% знали об инклюзии, 35% что-то слышали о ней, а 50% о ней ничего не знали. Учителя на показах шумели, говорили, что не могут на этот ужас смотреть, что им еще инклюзии не хватало. А на всеукраинской конференции «Что тормозит инклюзию в Украине» более 200 представителей департаментов образования из з регионов, общественники и учителя бурно обсуждали, что кроме сопротивления армии учителей есть и другие препятствия. — законодательные, отсутствие знаний и навыков, присутствие страхов, низкая мотивация учителей и руководства школ, недоступность школ. И главное, что, по их мнению, ведь есть специальные школы- интернаты. Они считают, так, зачем стараться, пусть инвалиды учатся там. Сама система интернатов построена так, что часто делает невозможным проживание ребенка в семье, потому размещена вдали от дома. Чтобы жить более-менее полноценной социальной жизнью, родителям нужно зарабатывать деньги, а детям иметь возможность учиться и быть ухоженными, потому им приходиться проживать в интернате. Истории о том, что происходит за стенами интерната, — тема отдельного разговора. Только внешне они выглядят прилично, чисто, а дети сыты и ухожены. Есть одно ключевое «но». Интернат предусматривает объединение детей по одинаковому физическому недугу, как говорят в народе — для глухих, слепых, для умственно отсталых. В социологии объединения детей по такому принципу считается маргинализацией, что приводит к падению или нахождению в невысоком и заранее проигрышном социальном статусе, к деградации общества», — подчеркнула глава общественной организации.
По словам Л. Самсоновой, изолируя особенных детей в маргинализованные интернатские учреждения, граждане попадают в ловушку собственного неблагополучия, потому что ничего бесплатного не бывает. "Все равно кто-то за это платит, и эти кто-то — это все работоспособное население страны. А еще вдобавок мы платим за отсутствие безопасности, за жестокость подрастающего поколения и многое другое. Инклюзия – это первый шаг к снятию напряжения в обществе, это путь к обществу, где есть место всем", — резюмировала эксперт.