Государство не занимается разработкой индивидуальных подходов для каждой категории должников за жилищно-коммунальные услуги.
Об этом в комментарии ГолосUA сообщил эксперт по вопросам энергетики Геннадий Рябцев.
«Вопрос сложный. На него нет однозначного и правильного ответа, поскольку эта задолженность имеет разный характер. Если разделить ее, то это задолженность государства, точнее бюджета перед поставщиками услуг ЖКХ как часть компенсации: субсидии и все такое прочее. Эта часть задолженности предыдущих годов, которая старая и тянется уже достаточно долго, и которая вряд ли будет когда-либо погашена. Если говорить о последней задолженности — те 2 первые от населения не зависят никак -, то понятно, что никто не будет погашать мертвые долги предыдущих лет. Что касается этой нынешней задолженности, то безусловно это является следствием тех тарифов, которые были установлены. Причем не только цены и тарифы, установленные правительством, это цены и тарифы, установленные органами местного самоуправления, на что совсем недавно обращало внимание НКРЭКУ. С этими долгами несомненно нужно справляться путем предоставления населению возможности для реструктуризации долга. Во-первых, если они не в состоянии его уплатить, а во-вторых, для того, чтобы этот долг не рос у них в будущем. Это и энергосбережение, и монетизация, и участие в каких-либо программах типа теплых кредитов и все такое прочее», — заявил эксперт.
По словам Г. Рябцева, есть такое понятие, как «правило 5%».
«Есть 5% населения, которое вообще не платят за предоставляемые им услуги. Причем это не зависит от того, способны ли они платить за эти услуги. То есть это достаточно или относительно обеспеченные люди, которые просто игнорируют платежки, которые к ним приходят. Вот с этими 5% домохозяйств необходимо, безусловно, бороться и обращать внимание правоохранительных органов и предоставлять какие-то возможности государству для борьбы вот с такими злостными неплательщиками. Еще раз подчеркиваю, это не те люди, которые не в состоянии платить. Они просто наживаются за счет других, потому что, в конце концов, мы с Вами за их нежелание, за их безответственность расплачиваемся тем, что должны их спонсировать из государственного бюджета. Поэтому для каждой категории должников необходимы свои подходы, необходимо разрабатывать свои инструменты. К сожалению, всем этим государство не занимается. В первую очередь не занимаются этим те министерства, которые должны формировать политику в жилищно-коммунальном хозяйстве, Минрегион в основном. Все, почему-то, сконцентрировались на теплых кредитах, хотя существует намного больше разнообразных инструментов, которые способны в будущем предотвратить дальнейшее увеличение долгов и не переводить эти долги из состояния нормальных, которые, возможно, будут в будущем погашены, в состояние токсичных, которые никогда погашены не будут. Также существует еще одна форма – это переходящие долги. В статистику попадают только те суммы, которые были уплачены до какого-то числа каждого месяца, до 20-го или еще какого-то. А некоторые оплачиваются после 20-го числа и это не попадает в статистику предыдущего месяца, а попадает в статистику следующего. И когда включается отопление, то возникает этот скачок, как будто бы долги сильно увеличились. Но это связано с тем, что услуги начинают предоставляться. Если говорить о сентябре, то эта категория сюда как раз не попадает. Но она обязательно возникнет по статистике октябрьской», — отметил он.
Напомним, задолженность населения по оплате за жилищно-коммунальные услуги на конец сентября 2018 года составила 38,2 млрд грн, что на 5,9 млрд грн больше, чем на начало года. Об этом сообщает Государственная служба статистики Украины.