Намереваясь ввести в Украине девятилетнее школьное обучение, никто не просчитал всех последствий такого шага.
Такую точку зрения выразил директор Украинского центра оценивания качества образования Игорь Ликарчук в интервью корреспонденту ГолосUA.
“Беда подобных предложений в том, что никто не прогнозирует их последствий. Возьмите любое из них. Да, экономить необходимо, нужно искать средства. Но я никогда не говорил, что денег на образование мало, считая, что, в-основном, проблемы связаны с плохим финансовым менеджментом. Однако кто спрогнозировал результаты этого или другого подобного важного решения? Кто проводил расчеты? И какие, кроме подсчитанной экономии?”, — сказал он.
При этом эксперт отметил, что,вводя школьную девятилетку, нужно учитывать все «побочные эффекты» такого решения.
«Есть же и другие важные моменты. Скажем, куда пойдут такие дети, если мы им не предложим альтернативу? А если эта альтернатива платное обучение в десятом — одиннадцатом классе, какая часть родителей готова это платное обучение «потянуть»? И какой будет эта сумма? А также — готовы ли наши профессионально-технические учреждения принять на обучение количество людей, не попавших в старшую школу?», — подчеркнул И. Ликарчук.
По словам эксперта, всегда нужно учитывать все аспекты проблемы.
«Отрезать» проще всего. Но отрезанную ногу пришить уже нельзя. Если мы хотим сэкономить — я повторюсь, предлагаю прием в десятый класс на конкурсной основе по результатам ВНО. Туда должны идти те, для кого получение среднего общего образования является ценностным ориентиром», — добавил эксперт.
Отметим, правительство предлагает ввести обязательное бесплатное среднее образование в виде девятилетки, а не одиннадцатилетнего бесплатного обучения, при этом ссылаясь на опыт Австрии, Чехии, Сербии, Белоруссии, Греции, Хорватии, Черногории, Словении, Китая и даже Японии.