Украинское государство может установить эффективный контроль над экспортными и импортными потоками товаров. Для этого нужно внедрить систему сравнения статистики по объему товаров на украинской таможне и на таможенных пунктах стран-соседей.
Такое мнение в эфире программы «Право на голос» выразил финансовый аналитик Алексей Кущ, передал корреспондент ГолосUA.
По словам эксперта, именно в статистике таможенных постов Украины и стран-соседей содержится точная информация о том, сколько реально товаров доставлено в украинское государство и сколько экспортировано.
«Если сравнить объемы экспорта из Украины по сравнению с объемами импорта в другие страны, то там идет большое расхождение в цифрах. Например, в 2011 году из Китая в Украину по импорту заходило на 40% меньше, чем отображалось в статистике китайской таможни. На пути из ЕС в Украину примерно 25% импорта уходило в серую зону, на пути из США – 15%, из СНГ – примерно 10%, и это не потому, что на восточной границе самые честные таможенники – они просто умело координируют свои показатели. А общая сумма отклонений по 2011 году – около 15 млрд долларов. И если мы посмотрим структуру налогов, то НДС, начисленный на импорт товаров, составляет 250 млрд гривен в год. Возмещение экспортного НДС – это 120 миллиардов. Это без учета таможенных сборов и пошлин. Это огромные суммы, сопоставимые с суммой ежегодного госбюджета. Это позволяет кормиться всей «семье» финансово-промышленных групп влияния», — описал ситуацию эксперт.
А.Кущ уточнил, что схемы, реализуемые заинтересованными структурами на украинской таможне, приводят к огромным суммам налогов, недополученных госбюджетом.
«Что касается схем, то в Украине земля богата на таланты по придумыванию схем по налоговым махинациями. Возьмем схему с «налоговыми скрутками» или импортным пересортом. В чем она заключается? Например, компания покупает фрукты в Турции, завозит их на Одессу, продает на рынке за наличные средства и, естественно, при ввозе партии товара оплачивает НДС и получает право на налоговый кредит на такую же сумму. Налоговый кредит терять жалко, а товар продан за наличные и не ясно, где брать безналичные средства. Возникает вопрос: как закрыть продажу товаров по документам? В результате этот товар продается второй раз, но уже, естественно, фиктивно – продаются просто, скажем так, документы на этот товар. Компания, которая получает документы на этот товар, получает право на налоговый кредит на сумму, которая указана в договоре. В результате государство теряет НДС, который был уплачен импортером. В хозяйственной деятельности можно использовать только определенный вид товаров, поэтому выстраивается определенная цепочка фирм, которые трансформируют товар в то, что вам нужно. Например, если строительной компании нужен цемент, то пропустим через 4-5 компаний эту товарную цепочку, и фрукты, апельсины превратятся в цемент. Есть статья Таможенного кодекса Украины. Она позволяет компании декларировать таможенную стоимость товара – например, 50 центов за килограмм китайских тапочек. Налоговый инспектор не соглашается с этой стоимостью, в этом случае предприниматель вносит залоговый депозит на сумму налоговых обязательств и подает документы в суд, оспаривает решение таможенных органов. Прикормленные суды просто пачками штампуют решения в пользу этих импортеров. Предприниматель приходит с этим решением и забирает свой депозит, а товар пускает в хозяйственный оборот. Таким образом, существует масса схем не платить налоги или платить столько, сколько не жалко», — добавил аналитик.
А.Кущ также добавил, что если Украина внедрит официальную обязательную методику сравнения статистики таможенных постов у нас и за рубежом, налоговые махинации можно будет успешно отслеживать и пресекать. Но фактически ни исполнительная власть, ни правоохранители ничего не делают, чтобы можно было эти потоки товаров контролировать.
«У нас, к сожалению, все силовые структуры «кормятся» на таможне. И этим вызвано постоянное желание усилить борьбу государства на таможенных постах. Мы помним недавнее заявление министра внутренних дел (А.Авакова) о том, что подразделения Нацполиции зайдут на таможенные посты, получат доступ к автоматизированной системе таможенной информации… можно еще, например, завезти Национальную гвардию, оторвать ее, например, от борьбы с контрабандой янтаря и перебросить на западную границу. Кстати, там как раз рядом, не нужно делать мощный марш-бросок. Можно еще применить боевую авиацию, усиленные кинологические патрули. И бронетехнику завести на таможенные посты… В результате все это попахивает каким-то средневековьем. А если мы посмотрим на Таможенный союз, который действует в рамках Единого экономического пространства в Европе, то там 90% операций между субъектами бизнеса и таможенными инспекторами проводят дистанционно. Там таможенные инспекторы не ходят с фонариком, не просвечивают содержимое фур, не требуют пересчитать все баночки сгущенки, которые фура везет в Польшу. В Европе существует офис электронной таможни. А в Украине максимально усилен человеческий фактор, что усугубляет ситуацию», — отметил аналитик.
Ранее сообщалось, что из-за процветающей на таможне коррупции Украина ежегодно теряет более 4 миллиардов евро. Об этом сообщает DW. Так, об этом говорится в расследовании издания Süddeutsche Zeitung, опубликованном в понедельник, 6 августа.
Отмечается, что указанная сумма – это более одной десятой всей доходной части бюджета и в 2 раза больше той суммы, которую Украина в 2018 году хочет получить от МВФ, ЕС и Всемирного банка. Süddeutsche Zeitung, опираясь на документы, таможенные и транспортные накладные, описывает махинации, применяемые в Украине для ухода от пошлин. Ввозимые в страну товары в процессе таможенной регистрации меняют маркировку. К примеру, зонтики превращаются в щетки или зеркала – только на одной партии груза государство теряет тысячи евро. По даным издания, к махинациям причастны сотрудники полиции, прокуратуры и СБУ. Для нелегальных сделок образуются новые фирмы, которые контролируют люди из окружения сотрудников таможни, прокуратуры и полиции.
Отмечается, что согласно результатам проведенного PricewaterhouseCoopers (PwC) опроса, в 2018 году со случаями коррупции и взяточничества столкнулись 73% украинских компаний — в сравнении с 56% респондентами в 2016 году. При этом в мире это показатель в среднем составляет 25%. Треть опрошенных компаний в Украине заявили, что в последние два года получали предложения дать взятку. В целом, почти половина респондентов считает, что имела дело с экономическими преступлениями — на 5% больше, чем два года назад. По данным PwC, самыми распространенными из таких преступлений в Украине остаются, наряду с коррупцией и взятками, незаконное присвоение активов (62% в 2016 году, 46% — в 2018 году) и мошенничество в сфере закупок (25% и 33%).
Напомним, в июле премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что поступления в государственный бюджет от растаможивания товаров на Одесской таможне после усиления борьбы с контрабандой, за период 20-26 июня, выросли в два раза.