Главными признаками кризиса в социальной сфере можно считать низкие показатели качества жизни населения, несоответствие установленных социальных стандартов, в частности, прожиточного минимума реальной экономической ситуации и другие характеристики.
Об этом в комментарии корреспонденту заявила эксперт Института общественно-экономических исследований и менеджер «Реанимационного пакета реформ» Марианна Онуфрик.
«Главными признаками кризиса в социальной сфере можно считать низкие показатели качества жизни населения, несоответствие установленных социальных стандартов, в частности, прожиточного минимума реальной экономической ситуации. Социальная сфера является патерналистской и удовлетворяет лишь популистские амбиции политиков, она неэффективна в части финансирования и дорогостоящая. Мы наблюдаем непомерные социальные обязательства в части льгот, преференций и социальных пособий, в то время, когда система централизована и монополизирована государством. В стране отсутствует единая база получателей социальной защиты и поставщиков социальных услуг. Не развит негосударственный сектор страхования. Не развита система предоставления социальных услуг. Не реализован принцип «деньги ходят за человеком», наблюдаем отсутствие адресности. Финансируются учреждения, институты, а не люди, которые попали в сложные жизненные обстоятельства. Сеть интернатных учреждений (более 950) – самая большая в Европе», — сказала М.Онуфрик.
По словам менеджера «Реанимационного пакета реформ», по факту, государство действительно тратит гораздо меньше запланированных средств на соцсферу, поскольку ежегодно отдельные нормы законов не выполняются из-за отсутствия финансовых ресурсов.
«В 2015 году из государственного бюджета было запланировано потратить более 130 миллиардов гривен на всю сферу социальной политики, а также на субсидии для населения. Такое «ручное» управление и игнорирование принятых социальных обязательств является не допустимым, нужна комплексная реформа в сфере социальной защиты с установкой четких, понятных правил социального обеспечения и невозможностью вмешательства в социальную систему с популистскими целями», — подчеркнула М.Онуфрик.
Представитель Института общественно-экономических исследований также добавила, что правительственный законопроект № 3143 «О социальных услугах» достаточно прогрессивен, во время его подготовки была учтен положительный опыт в этой сфере Франции и Великобритании.
«Вместе с тем законопроект требует доработки в случае его принятия в первом чтении в части уточнения некоторых терминов, более детального прописывания создания электронных реестров поставщиков и получателей социальных услуг, требований к поставщикам и т.д. Новая редакция этого документа обеспечит совершенствование действующего законодательства, в том числе в части администрирования социальных услуг, повышения статуса социальных работников и других специалистов, обеспечения защиты прав лиц, получающих социальные услуги, расширения полномочий местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по организации их предоставления по месту жительства», — сказала М.Онуфрик.