Эксперт назвала принципы построения образовательной политики

В новом законопроекте об образовании Украины не учтены основные принципы, которые необходимо соблюдать при построении образовательной политики.

Об этом в ходе пресс-конференции в информационном агентстве Голос UA  заявила директора Центра экспертизы образовательных реформ Людмила Ващенко.

По словам Людмилы Ващенко, принципы  построения образовательной политики одинаковы во всем мире. Однако в украинском законопроекте  они  не прослеживаются.

«Кажется, что у нас все знают ответы на два важных вопроса: как учить и как лечить, но когда доходит до дела, возникают проблемы. К сожалению, родители, которые отправляют своих детей в школу, недостаточно осведомлены какого качества должно быть образование, и насколько оно должно быть доступным. И поэтому не могут его проконтролировать», — отметила Людмила Ващенко.

Она подчеркнула, что новый законопроект включает в себя пункты, согласно которым образовательные услуги фактически переводятся в коммерческую плоскость. В нем недостаточно четко раскрыты документы в контексте социальной защиты в случае девальвации национальной валюты. В то время, как качественное образование должно быть доступным для всех слоев населения, создаются преграды для его получения: школы устраивают конкурсы при поступлении, с родителей взимаются дополнительные взносы за образовательные услуги, педагоги не имеют возможности для своего профессионального роста. Отсутствие современного рынка труда, его несогласованность с программами университетов создают предпосылки выпускникам школ для поиска перспектив своего будущего за пределами страны.

По ее словам, качество образования напрямую зависит от подготовки руководителей для образования, которые сегодня, к сожалению, назначаются исключительно по политическим, а не профессиональным соображениям.

Людмила Ващенко также назвала принципы формирования образовательной политики, которым следуют во всем мире. 

«Образовательная политика представляет сумму интересов разных сторон. Так, например, ВНО представляет интересы ученика и его родителей, учителя, издателя, директора образовательного  учреждения, бизнес-структур, профильного министерства. Если мы удовлетворим интерес только одной из сторон,  это приведет к общественному конфликту. Поэтому необходимо понимать потребности всех и уметь искать компромиссы, а не диктовать условия», — говорит Людмила Ващенко.

Отсутствие желания искать компромиссы не позволяет грамотно сформулировать стратегии развития образования  — подчеркнула Людмила Ващенко. Их правильный выбор предполагает объединение и личное участие каждого в реализации образовательной политики для достижения хороших результатов реформ.

По словам Людмилы Ващенко, важным принципом формирования образовательной политики является выбор ресурсов. К ним относятся не только материальные, финансовые ресурсы, но и сами люди. В Украине много талантливых людей, которые не востребованы и не задействованы в полной мере. Так, многие преподаватели выезжают за границу, либо меняют сферу деятельности.

Эксперт  подчеркнула, что сейчас в школах и вузах редко можно услышать интересную лекцию или захватывающий внимание урок. Все потому, что мало кто /> заботится о повышении квалификации преподавателей, их зарплате и условиях труда. Соответственно и отдача преподавателей – аналогичная.

«Качество обучения довольно–таки низкое. И не только в государственных, но и в частных учреждениях. У нас даже закона о последипломном образовании, который бы повлиял на ситуацию, нет», — подчеркнула Людмила Ващенко.

Она отметила, что систему последипломного образования необходимо срочно переформатировать. В противном случае, о качестве образования в Украине придется только мечтать.

Эксперт подчеркнула, что соблюдение вышеперечисленных принципов должно стать алгоритмом при подготовке законопроектов для образования. Только научно обоснованный подход к изменениям может спасти ситуацию в образовательной системе. И только учитывая их, можно вносить законопроекты – так как это делают в
грамотном обществе.

Однако, по мнению эксперта, новый законопроект, который недавно огласило

Министерство образования и науки, их не предусмотрел. Кроме того, отдельные нормы достаточно размыты, не ясны, иногда противоречивы, а потому новая образовательная политика в Украине непрозрачна и не отвечает интересам ее граждан с разными национальными традициями, религиозными взглядами, идеологическими подходами к развитию государства.

Читайте также по теме