Эксперт о реформе среднего образования: разные системы оценки знаний породят конкуренцию между школами

Одобренный 13 марта 2019 года Кабмином законопроект о реформе среднего образования в Украине может привести к конкуренции между учебными учреждениями.

Об этом в комментарии ГолосUA сообщил учредитель аналитического центра «Институт Горшенина» Кость Бондаренко.

Эксперт не исключает, что разные системы оценки знаний – в школах и в Минобразвания и науки – будет сложно синтезировать. Однако это породит конкуренцию между школами.

«Возможно, будет достаточно сложно свести эти системы воедино, но по большому счету давайте вспомним изречение «Пусть цветут тысячи садов, пусть конкурируют тысячи школ», — сказал он.

Такой подход к оценке знаний учеников уже применяли однажды в Украине – до перестройки.

«При Советском Союзе несколько школ в Киеве разрабатывали эти системы, то же проводили эксперимент. И сказать, как это повлияло на ситуацию, насколько это было успешно, сказать сложно, но это было в конце 80-х годов после пленума 1984 года, когда стартовала реформа образования, и тогда решили предложить свои собственные системы оценивания наряду с общепринятыми. Именно тогда появились первые 12-балльные системы. Дело в том, что развал Советского Союза не дал завершить эту реформу и понять ее эффективность», — добавил К.Бондаренко.

Напомним, Кабинет министров Украины на заседании 13 марта одобрил законопроект о реформе среднего образования. Соответствующий проект презентовала министр образования и науки Лилия Гриневич.  Реформа предполагает введение так называемых индивидуальных образовательных траекторий для детей с инвалидностью или на домашнем обучении. Для таких учеников предлагается разрабатывать  индивидуальный учебный план и проводить годовое оценивание для подтверждения уровня знаний.

Также Минобразования предлагает внедрить выбор школьных предметов по желанию. Предполагается, что после реформы в школах появятся межклассные группы для изучения определенных дисциплин. Кроме того, реформа предусматривает расширение автономии для педагогов в разработке учебных программ, систем оценивания и повышения квалификации за счет государства. Также предлагается ввести увеличенные доплаты за заведование ресурсными комнатами, кабинетами информатики и спортивными залами. Ко всему прочему предполагается, что учителя будут проходить педагогическую интернатуру и курсы оказания первой помощи.

В числе нововведений предлагается участие родителей при выборе директора школы, однако сам конкурс будет проводиться на независимой основе.

Кроме того, в правительстве предлагают внедрить трехстороннюю модель обучения на языке национальных меньшинств. Например, крымские татары смогут обучаться на родном языке до 11 (12) класса вместе с основательным изучением украинского языка. Закарпатские венгры в начальной школе будут обучаться на родном языке наряду с украинским. С пятого класса не менее 20% учебного времени должно преподаваться на украинском с увеличением до не менее 40% в 9 классе (в старших классах не менее 60%).

Для русскоязычного населения предполагается, что не менее 80% учебного времени будет преподаваться на украинском языке уже с пятого класса.

Читайте также по теме