Неправильно урегулировать порядок добычи полезного ископаемого отдельно, в том числе янтаря, ведь когда в сфере одних и тех же общественных отношений существует различное правовое регулирование, это становится одним из коррупционных факторов.
Об этом в комментарии корреспонденту ГолосUA заявила эксперт по экологической политике Института общественно-экономических исследований Татьяна Тевкун.
«Одним из основных недостатков законопроекта о добыче и реализации янтаря считаю само его существование. Мы не можем урегулировать порядок добычи полезного ископаемого отдельно. Согласно такой практике, впоследствии нам придется принимать законы об угле, о песке, со стихийной добычей которых у нас такие же проблемы, как и янтаря. Еще один из вопросов заключается в том, как закон будет согласован с законом «О старательской деятельности», если народные депутаты его примут. Когда в сфере одних и тех же общественных отношений существует различное правовое регулирование, это становится одним из коррупционных факторов. В таком случае чиновник четко не понимает, каким законом ему руководствоваться, и существует широкое поле для маневрирования», — сказала Т.Тевкун.
Эксперт по экологической политике добавила, что редакция законопроекта о добыче и реализации янтаря, подготовленная ко второму чтению, поддержана профильным комитетом, так же как и закон о старательской деятельности.
«Данный законопроект действительно был поддержан профильным комитетом, так же как и законопроект о старательской деятельности. Но до сих пор его текст не опубликован на сайте, поэтому подробно проанализировать я его не могу. Знаю, что законопроект существенно изменен. При этом он принимался комитетом без обсуждения всех поправок, а именно – 339-ти. Парламентарии проголосовали за предложенный вариант, который они получили за день до заседания комитета. У народных депутатов было ограниченное время для работы над текстом. Это противоречит требованиям статьи 16 закона «О комитетах Верховной Рады Украины». Комитеты при осуществлении законопроектной функции и доработке законопроектов и других актов обязаны рассматривать и принимать решения по каждому предложению, поступившему от субъектов законодательной инициативы», — отметила Т.Тевкун.
Представитель института общественно-экономических исследований также проанализировала положение о принудительной реализации добытого янтаря только на янтарной бирже, в том числе и субъектами, работающими по специальным разрешениям на пользование недрами, а это государственные и частные предприятия, присутс твующее в законопроекте.
«Считаю, что такая норма ограничивает основные принципы права собственности, а именно права свободно определять условия реализации — права на свободный выбор покупателя, права продавать, обменивать, дарить, заключать гражданско-правовые сделки и так далее. На данный момент, исходя из существующих требований закона Украины «О товарных биржах», создать биржу довольно легко. Однако время не стоит на месте. Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку 7 октября сообщила, что она совместно с Минфином, МЭРТ, НБУ, а также ЕБРР, МВФ и USAID в качестве советников, завершает разработку пакета законопроектов по урегулированию рынка деривативов, товарного биржевого рынка и других регулируемых рынков. С их помощью планируется внедрить в отечественное законодательство международную практику, в том числе директивы Европейского Союза, рекомендации Международной ассоциации свопов и деривативов и так далее. Поэтому, думаю, что правила создания и деятельности товарных бирж будут достаточно жесткими. Кроме этого, если такую биржу планируется создать как реального субъекта, а не «виртуального» лишь на бумаге, то и расходы на начальном этапе также будут значительными. И для закупки соответствующего оборудования, и обустройства и тому подобное. Готовы ли будут старатели создать такую биржу?», — подчеркнула Т.Тевкун.