Эксперт оценил состояние украинской ГТС перед отопительным сезоном

Приступить к разработке плана на случай отсутствия транзита через украинскую ГТС, о чем ранее заявили в Минэнерго, следовало бы давно, но из-за недофинансирования на протяжении ряд лет не ясно, насколько она будет способна осуществлять транспортировку топлива на уровне 30% от проектных мощностей.

Об этом в комментарии корреспонденту ГолосUA сообщил сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.

«Приступить к разработке плана на случай отсутствия транзита через украинскую ГТС, о чем ранее заявили в Минэнерго, следовало бы сделать давно, потому что очевидно, что в будущем объемы транзита будут только падать. Также повысятся издержки на единицу транспортной работы и возникнут проблемы по транспортировке газа в отдельные регионы. Ведь если объемы российского транзита резко уменьшатся, то от этого пострадают прежде всего регионы востока и юго-востока страны», — считает эксперт.

По мнению Д. Марунича, в случае, если бы транзит через украинскую ГТС сохранялся на прежнем уровне, то нужны были бы деньги для расширения ее мощностей.  Но учитывая, что она работает всего на 30% от проектных мощностей, то нелепо говорить о том, то кто-то может в нее серьезно инвестировать.

«Есть информация о том, то ранее «Оператор ГТС» недофинансировал работы по внутритрубной диагностике, а потому не исключено, что аварии, которые происходили на трубопроводе, могут быть следствием подобного обращения. Ну а поскольку с россиянами договориться не удается, то качество работы мой ГТС будет только снижаться. А потому россияне в какой-то степени правы, когда говорят, то Украина недофинансировала свою ГТС. Но при этом абсолютно не ясно, под какие же объемы транзита ее нужно было модернизировать», — добавил аналитик.

Чтобы избежать возникших проблем, «Опертору ГТС» нужно было больше тратить денег на поддержание трубопровода в рабочем состоянии. Поскольку не ясно, будет ли она способна стабильно и безаварийно выполнять транзит газа в нынешних объемах.

«Достроив «Северный поток-2» Россия получила возможность выбирать маршрут транспортировки своего газа. При этом, когда Песков заявляет, что возможность увеличения транзита через украинскую ГТС зависит от желания Европы закупить дополнительные объемы газа, то он, конечно же, откровенно лукавит. При этом, не стоит забывать, что россияне притупили к строительству трубопроводов в обход Украины много лет назад и не крывлаи воих планов.  Поэтому винить их в чем-либо ложно. При этом вовсе не очевидно, то Европа купит дополнительные объемы газ для прокачки через украинскую ГТС, поскольку на Западе последовательно реализуется концепция декарбонизации», — заключил Д. Марунич.

Ранее в Министерстве энергетики сообщили, что подготовили план действий на случай отсутствия транзита газа.

«Оператор ГТС Украины совместно с Минэнерго и другими госорганами постоянно разрабатывает различные сценарии работы газотранспортной системы, в частности, в случае частичной или полной остановки транзита. Стоит напомнить, что украинская ГТС уже работала в режиме полного отсутствия транзита в 2009 году, а в режиме ограниченного транзита — в 2014 и в начале 2020 года. Минэнерго подготовило соответствующий Национальный план действий на случай кризисных ситуаций различной степени сложности», — говорится в сообщении.

При этом со своей стороны «Оператор ГТС Украины» максимизирует работы по техническому обновлению ГТС для того, чтобы обеспечить транспортировку газа украинским потребителям по любому сценарию.

Отмечается, что в случае отсутствия транзита газа, компрессорные станции украинской ГТС могут создавать в газотранспортной системе необходимое для транспортировки газа давление.

Также премьер-министр Денис Шмыгаль заявил, что объемов добываемого в Украине газа достаточно для обеспечения нужд населения.

Читайте также по теме