Качество банковского портфеля в Украине было резко ухудшено еще в 2009 году.
Об этом ГолосUA сообщил исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.
История ухудшения состояния банковского сектора Украины началась в 2006-2008 годах, а не два года назад, как считают многие, отмечает эксперт.
«В 2006-2008 годах в стране резко росло кредитование — в среднем, оно увеличилось ежегодно на 70%. Безусловно, это был колоссальный рост. Он означал, что, во-первых, надзор за банковским сектором ухудшился. Во-вторых, банки вели крайне рисковую политику. И в-третьих, на фоне такого 70-процентного роста кредитования банки давали возможность брать кредиты в иностранной валюте для заемщиков, которые имели свои доходы в гривнах», — поясняет О. Устенко.
По его словам, в конце 2008-го-середине 2009 года, когда разразился кризис, качество банковского портфеля Украины было резко ухудшено. Этому есть определение — NPL (non-performing loan — неработающая ссуда). На середину 2009 года, по оценке Fitch Ratings, количество плохих активов в украинском банковском секторе превышало отметку в 40%. Это колоссальная цифра, по всем определениям это чрезмерно много.
Тогда ожидалось, что банковский сектор начнет проводить расчистку. Как известно, когда в стране ухудшается качество банковского портфеля, то необходимы серьезные вливания капитала в банк. Однако по каким-то причинам, банковский сектор Украины смог не то что «выкарабкаться», просто проблема эта была временно отсрочена.
«Тянулось это долго, до тех пор, пока не началась новая девальвация гривны — в конце 2013 – начале 2014 года — и шла по нарастающей, пока национальная валюта не потеряла 2/3 своей стоимости (от отметки 8 до 25). Сама по себе девальвация продолжила ухудшение качества банковского портфеля. Страна оказалась в ситуации, когда банковский сектор имел на руках огромное количество плохих активов, однако банки спасти себя не пытались», — уверяет аналитик.
По словам О. Устенко, каждый отдельно взятый банк мог себя спасти, если бы он вливал дополнительные капиталы. Однако этого не произошло, потому что владельцы банков, во-первых, не считали нужным это делать, и во-вторых, у них просто не было средств.
«Мы подошли к ситуации, когда банки начали серьезно «сыпаться». Те банки, у которых были плохие активы и они не смогли сделать рекапитализацию, начали активно закрываться. Фактически с более чем 170 банков мы опустились в отметку 100 банков. Это не прошло бесследно, потому что, когда закрываются банки, подрывается доверие к банкам. В тот момент времени было массовое изъятие депозитов из банков. Началось сильное бегство денег, и ситуация только ухудшалась. Доверие к украинским банкам резко «упало», — резюмирует аналитик.
Напомним, 77% украинцев не доверяют банкам, причем 47,4% полностью не доверяют. Об этом свидетельствуют данные социсследования. Мониторинговый опрос населения Украины проводился Центром «Социальный мониторинг» и Украинским институтом социальных исследований им. Яременко совместно с отделом мониторинговых исследований социально-экономических трансформаций Института экономики и прогнозирования НАН Украины.