Алена Потаева
16:57 27/05/2013

Эксперт: Правительство еще не решило, что делать с ГТС

Правительство сообщением о том, что на данный момент известна оценочная стоимость украинской газотранспортной системы декларирует лишь намерения, на самом деле оно не знает, что хочет сделать с ГТС.
Об этом в комментарии корреспонденту ГолосUA сообщил независимый эксперт Владимир Сапрыкин.
Он отметил, что после того, как компания Baker Tilly завершила исследование украинской газотранспортной системы и получила ее ориентировочную стоимость, было бы логично ее озвучить.
«Но… какую бы цифру сейчас не озвучили, начнутся спекуляции с разных сторон, в первую очередь, со стороны «Газпрома». Российские специалисты будут настаивать, что оценочная стоимость завышена», — выразил мнение эксперт.
В. Сапрыкин подчеркнул, что полученная стоимость украинской ГТС на самом деле не является догмой, она может корректироваться, так как меняются цены на металл, изменяется сама структура газового рынка Европы и Евразии. По его мнению, стоимость газотранспортной системы Украины с учетом этих составляющих может колебаться в пределах 5%.
Эксперт предположил, что правительство не решилось озвучить стоимость украинской ГТС потому, что цифра получилась не настолько высокой, как ожидалось.
«Это можно объяснить тем, что идет систематическое падение объема прокачки транзитного российского газа. И такая тенденция будет сохраняться. Вопрос в другом: какова динамика и насколько резко будут снижаться объемы? Но, вместе с тем, Украина на длительный период остается и останется основным транзитером российского газа. Поэтому во избежание скандалов и лишней, ненужной работы, например, отвечать на вопросы, почему такая низкая стоимость и хочет ли правительство отдать ГТС «своим», Кабмин решил эту цифру не публиковать», — уточнил В. Сапрыкин.
При этом эксперт отметил, что исходя из действий правительства, оно еще не решило, что делать с украинской ГТС, «так как на данный момент нет никаких серьезных предложений, которые бы устраивали Украину и правительство также».
Он констатировал, что неопределенность судьбы газотранспортной системы заключается и в отсутствии реформирования НАК «Нафтогаза». Ведь на данный момент ни продать ее, ни передать в концессию невозможно.
«Присутствуют многомиллиардные в долларах долги НАК «Нафтогаз». На кого их повесить? Если повесить их на «Укртрансгаз» и быстренько его выделить из системы, его никто не купит, никто не создаст такой консорциум. И вообще, и технически, и юридически пока нечего продавать или передавать в концессию и не на чем создавать консорциум, поскольку юридически и экономически «Укртрансгаз» не выделен из НАК «Нафтогаза». Поэтому все эти телодвижения в виде законопроектов и пр. — попытка подстелить соломку заранее, то есть, это демонстрация намерений. Реальные же шаги начнутся только с реформы НАК «Нафтогаза»», — подытожил он.

Читайте также по теме