Поднятие тарифов на проезд в общественном транспорте не решит проблемы развития транспортной инфраструктуры.
Такое мнение журналисту ГолосUA высказал эксперт по транспортному планированию Дмитрий Беспалов.
«Повышение тарифов на проезд в общественном транспорте имеет объективные факторы. Прежде всего – дорожают энергоносители. Они дорожают и будут дорожать. Также уменьшились пассажиропотоки. Многие люди не доверяют общественному транспорту, есть правительственные ограничения. В связи с этим растет автомобилизация общества – все больше украинцев покупают автомобиль. Поэтому повышается себестоимость перевозки одного пассажира из-за того, что увеличиваются расходы и уменьшается количество пассажиров», — рассказал эксперт.
Д. Беспалов подчеркнул, что повышение тарифов не сможет решить проблем, с которыми сталкивается транспортная инфраструктура украинских городов.
«Общественный транспорт, как и безопасность, в Европе считаются общественно важными услугами и дотируются государством. Поэтому сделать рентабельными перевозки в общественном транспорте практически невозможно. В мировой практике имеются примеры, когда операционные расходы в общественном транспорте полностью покрываются за счет денег с пассажиров за проезд. Но капитальные расходы, вроде необходимости построить новую ветку метро или улучшить инфраструктуру, нереально отбить за счет пассажиров. Поэтому и нужны государственные дотации», — объяснил Д. Беспалов.
Эксперт также подчеркнул, что Украине стоит обратится к опыту других стран в плане развития общественного транспорта.
«Например, Варшава треть бюджета тратит на только на общественный транспорт. В Киеве же четвертая часть бюджета идет на всю транспортную инфраструктуру города. Если мы имплементируем европейские нормы и регламенты работы с общественным транспортом, то сможем создавать и европейские тарифные модели. Например, можно сделать очень дорогим разовый проезд, но крайне дешевым квартальный или годовой проездной. Может у нас сработала бы модель Южной Кореи, где платят за преодоленное расстояние, осуществляя валидацию проездного на входе и выходе», — считает он.
По мнению эксперта, нынешнее подорожание проезда никак не улучшит транспортную инфраструктуру.
«Если вы меня спросите, насколько новые тарифы справедливы и дадут ли они возможность общественному транспорту развиваться – то мой ответ нет. Нынешнее подорожание – это консервирование тех условий, которые есть сейчас. Будто предприниматель, который не меняет способа производства продукта, хотя у него дорожает сырье. Он повышает цены на продукт, но качество не улучшается, а даже ухудшается, поскольку необходимо экономить. Таким будет результат подорожания на этот раз и улучшений ждать не стоит. Лишь инвестиции от государства и городов могут спасти ситуацию», — резюмировал эксперт.
Как сообщалось ранее, в Киеве подорожал проезд в такси.
Напомним также, киевлян предупредили об изменениях в работе транспорта.