Эксперт рассказал, как контролируют качество топлива в разных странах

В странах ЕС, США и Японии существуют системы национального мониторинга качества топлива.
Об этом сообщил директор аналитической группы «Да Винчи» Анатолий Баронин в ходе круглого стола.
Так, по его словам, значительная часть
color="#000080">топлива в Украине фальсификат, и страна нуждается в создании нормативной базы для внедрения системы национального мониторинга качества топлива.
«Эта система действует во всех странах мира и не только с развитыми экономиками. Подобная система есть даже в Замбии, где схожий с Украиной уровень теневого оборота, такие же проблемы с импортом через таможенную границу. Но им удалось изменить законодательство», — отметил А. Баронин.
По мнению эксперта, проанализировав опыт большинства стран с развитыми экономиками, Украине необходимо создавать модель, где будет присутствовать орган, который будет непосредственно контролировать систему мониторинга. Речь идет либо о контроле государства, либо о самоконтроле со стороны участников рынка.
«Роль государства во всех странах является доминирующей. Если в ЕС добровольный контроль со стороны участников рынка, то Япония обязывает их проверять всю цепочку поставки. А одних только АЗС в Японии 35 тысяч», — подчеркнул А. Баронин.
Также он констатировал, что в большинстве стран профильное министерство, которое контролирует систему национального мониторинга качества топлива, это министерство экологии, но в Украине нужно выбрать орган, который бы занимался проблемами теневого рынка, сбора налогов и таможенных вопросов.
«Во всех странах устанавливаются жесткие санкции за нарушения. В странах ЕС, США и Японии, если выявляется некачественное топливо, платятся большие штрафы либо прекращается деятельность нарушителей. В Австралии, к примеру, штраф составляет 275 тысяч долларов, в Японии – 1 млн иен, в США могут запретить бизнес на 6 месяцев», — сказал эксперт.
А.Баронин добавил, что в развитых странах заключаются договора с профильными институтами, которые проводят проверки в сетях розничного распространения топлива, результаты которых ложатся на стол государственному контролирующему органу.
«Если контролер выявляет некачественное топливо на АЗС, то за этим следует проверка оптового оператора, далее импортера, который осуществил поставку, и НПЗ», — объяснил эксперт.

Читайте также по теме