В Законе "О языках" наблюдается попытка подменить конституционный статус украинского языка как государственного, сузить область его применения, заменить его применения на русский.
- Об этом заявил научный консультант Центра Разумкова Николай Мельник, пишет ZN.UA.
- «Во-первых, это делается при помощи авторского определения понятия «государственный язык». В ст. 1 проекта предусмотрено, что «государственный язык — закрепленный законодательством язык, употребление которого является обязательным в органах государственного управления и делопроизводства, учреждениях и организациях, на предприятиях, в учреждениях образования, науки, культуры, в сферах связи и информатики», — отметил он.
- Такое определение, по словам эксперта, позволяет подвести под это понятие не только украинский, но и русский язык. Он объяснил это тем, что сегодня государственный язык определен не «аморфным законодательством», а «актом высшей юридической силы» — Конституцией Украины.
- «В случае вступления в действие проект Кивалова-Колесниченко становится частью «законодательства». Его положения об обязательности в соответствующих случаях применения русского языка подпадают под ими же определенное понятие государственного языка. Следовательно — внеконституционным образом русский язык приобретает в Украине статус государственного», — отметил Н. Мельник.
- Во-вторых, как подчеркнул эксперт, это делается путем вытеснения украинского языка из исключительной сферы его применения как государственного. В частности, по его словам, проект (ст. 14) позволяет судам осуществлять производство на региональном языке (языках). В то же время, по утверждению Н. Мельника, согласно Конституции (ст. 10) и решению Конституционного суда по делу о применении украинского языка, языком судопроизводства является исключительно государственный язык.
- В-третьих, добавил он, проект закрепляет юридические предпосылки, которые не требуют от граждан Украины, в т.ч. и от государственных служащих, обязательного знания государственного (украинского) языка, — они могут ограничиваться знанием только регионального языка или языка меньшинств.