Говорить детально о нарушениях прав потребителей в Украине – это вызов… За что ни возьмись — детское питание, лекарственные препараты, питьевая вода, реклама на телевидении, информирование потребителей, автомобильные дороги, финансовые или туристические услуги – повсюду отмечаются массовые нарушения прав потребителей.
Об этом в комментарии корреспонденту ГолосUA заявила Анна Исичко, эксперт Института общественно-экономических исследований.
«Говорить детально о нарушениях прав потребителей в Украине – это вызов… За что ни возьмись — детское питание, лекарственные препараты, питьевая вода, реклама на телевидении, информирование потребителей, автомобильные дороги, финансовые или туристические услуги – повсюду отмечаются массовые нарушения прав потребителей. Самое печальное, что продавцы и поставщики услуг в ответ на закономерные претензии потребителя относительно качества товара или услуги часто пожимают плечами. Мол, « хотите жаловаться, давайте, пишите куда хотите и кому хотите». На этом в большинстве случаев заканчиваются попытки покупателя добиться справедливости. Покупатель сегодня четко знает одно: напишет жалобу в госорганы – ответ на нее получит формальный, обратится в суд – проиграет, потому что суд будет куплен недобросовестным предпринимателем. Вот и получается, что, с одной стороны, мы имеем дело с пассивной позицией проверяющих и контролирующих органов, прячущихся за мораторием на проверки бизнеса, с другой стороны, с коррумпированностью судебной системы, что привело к формированию запуганного, незащищенного и пассивного потребителя, не знающего своих прав», — сказала А.Исичко.
При этом, по словам эксперта, стоит задуматься о том, как часто потребитель не имеет особого выбора.
«Например, не может сменить поставщика электроэнергии или добиться улучшения качества водопроводной воды. Конечно, помимо этого, в Украине достаточно порядочных поставщиков товаров и услуг, которые относятся более-менее честно к своим клиентам, но это результат рационального, практичного подхода к ведению бизнеса. Для таких поставщиков важна их репутация, от которой прямо пропорционально зависит прибыль. К сожалению, малый и микро-бизнес часто пренебрегают интересами своей репутации: в их случае она не столь существенна, ведь потеря одного обманутого покупателя еще не приводит к широким негативным отзывам и каким-либо существенным убыткам. Проблема многослойная, соответственно и решать ее нужно системно. Нужны эффективная система контроля за безопасностью и качеством товаров и услуг, прежде всего, на национальном уровне, а не приоритетно и исключительно для экспортных товаров и услуг. Также необходимы разумные санкции за нарушение законодательства и нарушение прав потребителей, здоровая конкуренция на потребительских рынках, здоровая система отправления правосудия, и, само собой, ответственный и активный потребитель, объединения потребителей», — подчеркнула А.Исичко.