«Для определения уровня долларизации в основном используются такие показатели, как отношение суммы долларовых депозитов к общей сумме депозитов, которое в Украине очень высокое и составляет приблизительно 47-50 %, меняясь из месяца в месяц.
Об этом в комментарии корреспонденту ГолосUA заявила эксперт Института общественно-экономических исследований Антонина Дешко.
«Для определения уровня долларизации в основном используются такие показатели, как отношение суммы долларовых депозитов к общей сумме депозитов, которое в Украине очень высокое и составляет приблизительно 47-50 %, меняясь из месяца в месяц. Но это значительно связано с курсовыми переоценками. В то же время, если посмотреть на теорию, то долларизация – это вытеснение национальной валюты более сильной иностранной валютой, которая используется как средство накопления, расчётов. В этом случае, не следует забывать, что в Украине, по некоторым экспертным оценкам на руках населения имеется около 100 млрд. дол. США (в 2004 году – было приблизительно 12 млрд дол США). И эти деньги либо не работают, либо обслуживают теневую экономику. А здесь мы уже возвращаемся к – доверию населения к банковской системе и развитию экономики в целом», — отметила А.Дешко.
Представитель Института общественно-экономических исследований добавила, что в таких странах, как Япония, Китай, Южная Корея, где темп развития экономики оценивается, как быстрый, использовали активное участие центральных банков и государственных банков для наполнения экономики дешёвыми ресурсами, то есть использовали для этого механизмы рефинансирования, создавали банки развития.
«Но у них была единая цель с правительствами – обеспечение экономического роста. В Украине необходимо обеспечивать переход от спекулятивной модели финансовой системы к инвестиционной модели, построенной на росте денежного предложения и спроса на инвестиционный ресурс. Это выражается в том, что Национальный банк даёт банкам кредиты рефинансирования для поддержки долгосрочной ликвидности, которые будут направлены последними для реализации конкретных проектов по сниженным ставкам. То есть эти деньги принесут реальную прибыль как банку, так и будут стимулировать развитие экономики. А работающая экономика — это и прибыль предприятий, и доходы населения. И в дальнейшем это приведёт к снижению процентных ставок в целом. Но, к сожалению, у нас сейчас механизм рефинансирования, при котором в значительном количестве развитых стран стимулировалось развитие экономики, был очень сильно дискредитирован. Но использовать этот механизм возможно при обеспечении наличия проектов развития у отдельных предприятий, чёткого контроля за целевым использованием банками средств рефинансирования. Такой механизм в Украине уже пытались использовать, но под давлением МФО его до логического завершения так и не довели. Возникает вопрос – а хотим ли мы этого, или проще выпросить кредиты от международных доноров?», — сказала А.Дешко.
Эксперт добавила, что необходимо более серьёзное внимание обращать на поступления от продажи имущества и активов обанкротившихся банков.
А здесь возникает также вопрос об недопущении выведения «хороших» активов и денег из банков, которые испытывают трудности. Важно урегулировать вопросы продажи (передачи) проблемных активов, их качественной оценки, кроме того, решить вопросы реструктуризации кредитов и так далее. И, наконец, эффективность. Здесь важными будут вопросы обеспечения выполнения банками своей основной функции – кредитования, а также обеспечение возобновления доверия населения, усиления системы защиты прав инвесторов и потребителей, повышения финансовой грамотности населения. Но реальное возобновление доверия населения и постоянный рост депозитов может произойти только в случае возобновления роста экономики и благосостояния населения.
Для этого именно государство должно стимулировать рост экономики, проводя эффективную налоговую политику, обеспечивая борьбу с коррупцией и так далее. Например, в политике экономического прагматизма, которую разработал Институт общественно-экономических исследований, очень чётко определены рекомендации и направления действий для обеспечения экономического роста, механизмы реализации этих рекомендаций», — отметила А.Дешко.