Эксперт: Стремительная «тенизация» рынка алкоголя все больше отдаляет Украину от Европы

Увеличение  в Украине акцизов на алкогольные напитки на 11%, кроме сухих вин, приведет к еще большей торговле  спиртными напитками на «теневом рынке».  Стремительная «тенизация» рынка алкоголя все больше отдаляет Украину от Европы

Об этом корреспонденту ГолосUA сообщает глава Ассоциации поставщиков торговых сетей Украины Алексей Дорошенко.

Эксперт констатировал, что рынок алкоголя все больше уходит «в тень».

«Рынок алкоголя в Украине продолжает все больше уходить в «тень», о чем свидетельствуют данные Госстата за 2016 год», — отметил  А. Дорошенко.

Эксперт пояснил, что, начиная с 2010 года, расходы каждой семьи на алкоголь и сигареты составляли 3,4-3,5% всех расходов. В 2015 году они упали до 3,3%. А в 2016-ом расходы на эти товары составили всего 2,9%.

«Снижение потребления алкоголя и сигарет на 20% за два года — невозможная вещь. Мировой опыт показывает, что снижение или увеличение происходит на 2-3%, что является нормальным колебаниям спроса. Исчезновение пятой части рынка — это стремительная «тенизация рынка», — подчеркнул А. Дорошенко.

По его мнению, шаги, предложенные правительством, все больше нас отдаляют от заветной Европы.

«Увеличение акцизов на алкогольные напитки на 11%, кроме сухих вин, приведет к еще большей торговли «из-под полы» на несколько процентов, в зависимости от категории напитка», — уверен А. Дорошенко.

Эксперт  пояснил, что Украина все еще  сохраняет рудименты в области подакцизных товаров в виде минимальных розничных цен. Такого понятия нет ни в одной европейской стране, только в Украине, Беларуси и России.

«Поэтому Кабинет министров, который в последние месяцы начал «неровно дышать» по отношению к табачному рынку, хочет отменить эту норму для сигарет, но оставить для алкоголя. Позиция заключается в том, чтобы оставить минимальную розничную цену на алкоголь до приватизации «Укрспирта», которая может не состояться в ближайшие годы. Сегодня же эта минимальная розничная цена является самой главной причиной создания «теневого рынка» алкоголя, и в первую очередь — водки. Сети «наливаек», по нашим наблюдениям, зачастую имеют все необходимые документы, включая лицензию на торговлю алкоголем, но нарушают две вещи: у них, как правило, отсутствуют акцизные марки (а это могут проверить только правоохранительные органы) и минимальные розничные цены. Цена контрафактного алкоголя – 30 грн за 0,5 л, а официального — не ниже 70 грн. Поэтому под лозунгом «В Европу» мы шагаем от нее в противоположную сторону»,  — резюмировал А. Дорошенко.

Читайте также по теме