Украинские стратегические предприятия могут приносить прибыль в бюджет без отчуждения, ведь доходы от приватизации — одноразовые, а от управления — постоянные.
Об этом в комментарии корреспонденту ГолосUA заявила эксперт по вопросам управления объектами государственной собственности Института общественно-экономических исследований Ирина Ратинская.
«Государство должно осуществить всеукраинскую инвентаризацию и, наконец, четко определить, сколько же неработающих и убыточных предприятий в Украине, которые являются бременем для государственного бюджета. Именно их, по моему мнению, необходимо отчуждать или реорганизовывать в приоритетном порядке. Однако, сегодня государство в первую очередь продает именно потенциально прибыльные предприятия электроэнергетической, машиностроительной, горнодобывающей и других стратегических отраслей, утоляя аппетиты крупного частного бизнеса», — сказала И.Ратинская.
По ее словам, украинские "голубые фишки" могут приносить прибыль в бюджет без их отчуждения.
«Доходы от приватизации — одноразовые, а от управления — постоянные. Также неверно рассматривать приватизацию как борьбу с коррупцией на государственных предприятиях. Приватизация — это платное отчуждение государственной собственности. Для правильного использования этого инструмента необходимо создать соответствующие условия, как это делалось в Европе, чтобы не исказить суть самого процесса приватизации. Для этого необходимо четко регламентировать равные и прозрачные условия для всех участников приватизационных конкурсов, обеспечить антимонопольное регулирование таким образом, чтобы государственные монополии после приватизации не превращались в частные, и, безусловно, гарантировать неприкосновенность частной собственности», — сказала эксперт по вопросам управления объектами государственной собственности Института общественно-экономических исследований.
И.Ратинская добавила, что поспешная продажа государственных предприятий, как правило, приводит к угрозам для национальной безопасности в будущем.
«Такие значимые процессы, как продажа стратегических объектов государственной собственности, должны быть четко спланированы с учетом всех рисков, как для государства, так и для населения, и отвечать национальным интересам. Поспешная продажа государственных предприятий, как правило, приводит к угрозам для национальной безопасности в будущем. Положительно к этому относиться невозможно. Майским постановлением №271 правительство утвердило перечень объектов государственной собственности, которые подлежат приватизации в 2015 году, а задания относительно поступлений средств от приватизации в 2015 году утверждены еще в декабре 2014 государственным бюджетом Украины. Сумма в 17 млрд гривен научно не обоснована, и складывается такое впечатление, что она просто переносится из года в год. К примеру, в 2014 году данная сумма также составляла 17 млрд. грн. Экспертная среда уже многократно выражала мнение, что это слишком малая плата за предприятия, которые подлежат приватизации в текущем году. Попытка провести масштабную приватизацию в современных условиях свидетельствует о том, что правительство демонстрирует неэффективные подходы к управлению государственной собственностью. Такой шаг – это повторение ошибок, которые неоднократно делались в течение 24-летней истории украинской приватизации», — сказала представитель Института общественно-экономических исследований.
По мнению И.Ратинской, ключевой ошибкой является закрепленное на уровне законодательства фискальное задание приватизации, основной целью которой является наполнение государственного бюджета Украины без определения дальнейшего целевого использования средств.