В Киеве традиционно фиксируются одни из худших показателей качества атмосферного воздуха в Украине. Это обусловлено большим количеством автотранспорта, а также деятельностью стационарных источников выбросов – промышленных предприятий.
Об этом в комментарии корреспонденту ГолосUA рассказала глава Всеукраинской экологической лиги Татьяна Тимочко.
«Киев является крупнейшим городом Украины и здесь одни из худших показателей качества атмосферного воздуха, что обусловлено большим количеством автотранспорта. В столице около 1 миллиона персональных автомобилей, при этом один литр сжигаемого бензина приводит к образованию примерно 16 кубометров выхлопных газов. В состав автомобильных выхлопов входит множество вредных веществ, в том числе, углекислый и угарный газы, оксиды азота, углеводороды, сажа, бензапирены и тяжелые металлы. В состав отработанных газов могут входить оксиды серы, а в случае применения этилированных бензинов — свинец (тетраэтилсвинец), бром, хлор, и их соединения», — отметила Т. Тимочко.
Эксперт пояснила, что в результате соединения угарного газа с гемоглобином крови образуется неактивный комплекс — карбоксигемоглобин, что приводит к кислородному голоданию организма.
«При попадании в кровь диоксида азота образуются нитриты и нитраты, которые переводят оксигемоглобин в метгемоглобин, что также вызывает кислородную недостаточность организма. Одним из самых токсичных веществ является бензапирен, который образуется при сгорании топлива. Он является канцерогеном и мутагеном, то есть, вызывает появление онкологических заболеваний и вызывает нарушения на генетическом уровне. Он опасен для здоровья человека даже в небольших концентрациях, поскольку имеет свойства к накоплению. Формальдегид, который обнаружен в выхлопных газах автомобилей, — также очень токсичное канцерогенное вещество и его предельно допустимая концентрация в воздухе должна быть не более 0,003 мг/м3», — добавила глава Всеукраинской экологической лиги.
По словам эксперта, основными причинами загрязнения воздуха в результате использования автотранспорта являются низкое качество применяемого топлива и наличие свинцовых примесей в бензине, плохое техническое обслуживание автомобилей, неразвитость системы управления транспортными потоками, низкий процент использования экологически чистых видов транспорта.
Т. Тимочко подчеркнула, что в Украине значительная часть загрязнения атмосферного воздуха обусловлена также работой стационарных источников выбросов.
«Устаревшее оборудование и технологии промышленных предприятий обуславливают выбросы в катастрофических объемах. В 2014 году от предприятий, взятых на государственный учет в области охраны атмосферного воздуха, в воздушный бассейн страны поступило 3 миллиона тонн загрязняющих веществ. В 2013 же году плотность выбросов от стационарных источников загрязнения в расчете на квадратный километр территории страны составила 7,1 тонны загрязняющих веществ, а на душу населения — 94,4 кг», — проинформировала эксперт.
Напомним, главный врач ГУ Госсанэпидслужбы в Киеве Олег Рубан заявил о том, что во всех местах столицы, где делаются замеры, в 4—5 раз превышены нормы концентрации абсолютно всех вредных веществ.