По состоянию на 21 января 2017 года, донные отложения в Днепре содержат все элементы таблицы Менделеева в подвижной форме. Также в воде содержится радиоактивный изотоп водорода – тритий.
Об этом корреспонденту ГолосUA сообщает доктор технических наук Евгений Яковлев.
По словам ученого, вода в Днепре сейчас очень грязная, и, как водная система, он уже практически не живой.
«Донные отложения в Днепре сегодня – это вся таблица Менделеева, но в подвижной форме, когда происходит активный переход различных элементов в воду. Малейшая смена техногенного равновесия – и это уже катастрофа», — отмечает ученый.
По его словам, есть еще один фактор – изменение климата, который идет на потепление, и это еще один момент нарушения подвижности того, что накопилось в донных отложениях.
«Еще один фактор — это атомные станции, которые нагоняют к Днепру температуру дополнительно к природному, климатическому, и мы насыщаем Днепр тритием — радиоактивным водородом», — поясняет ученый.
По словам Е. Яковлева, тритий — родственник природного водорода – протия. Тритий заменяет природный водород и создает воду с тритиевым компонентом.
«Наш норматив по тритию из-за нашей бедности и инерции — 30 тыс. беккерелей (количество распадов радиоактивных элементов в секунду. – Ред.) на литр. Ввести европейский или американский норматив, который в 100-300 раз жестче, от 100 до 300 беккерелей, у нас не представляется возможным», — поясняет эксперт.
Ученый отмечает, что биопродуктивность всей нижней части Днепра, и в частности Каховского водохранилища, снизилась в 1000 раз за последние 50 лет.
«У нас есть серьезные исследования херсонских специалистов – и водников, и ихтиологов, проводящих изучение рыб, которые показали, что биопродуктивность Каховского водохранилища и всей нижней части Днепра снизилась в 1000 раз за полвека», — отмечает эксперт.
Ученый уверяет, что Украина должна проводить жесткую государственную политику в отношении развития и возобновления водоохранных зон.
«Если вы выйдете по Дунаю чуть выше Румынии, ближе к Болгарии, Чехии, Австрии, то увидите, что Дунай там весь заросший и весь в каменной кладке. За исключением Румынии, где ведется распашка вплоть воды, как и в Украине, везде в Европе существуют водоохранные зоны – это парковые зоны. В Украине, увы, этого нет. Мы пашем, прямо втыкаясь колесами в большие, малые и средние реки, и водообмен у нас нулевой», — подчеркивает Е. Яковлев.
Напомним, Киев обеспечивается питьевой водой из трех источников — Днепра, Десны и подземных водоносных горизонтов (промышленных артезианских скважин). Вся вода перед поступлением в водопроводную систему обрабатывается реагентами, а днепровская вода, когда наступает период паводка, озонируется.
Во многих районах украинской столицы люди получают смешанную воду — деснянско-днепровскую, днепровско-артезианскую, деснянско-артезианскую. Артезианской водой обеспечиваются преимущественно жилые массивы Оболонь, Троещина и Минский. Левобережная часть мегаполиса и часть правобережья (Голосеевский, Шевченковский, Печерский и Соломенский районы) обеспечиваются питьевой водой из Деснянской водопроводной станции. Часть жителей правого берега (Святошин, Борщаговка, Академгородок, Куреневка, Виноградарь) получает воду из Днепра.
80% известных науке заболеваний передается с водой. По данным Всемирной организации здравоохранения, каждый десятый человек на планете не имеет доступа к качественной питьевой воде.
Две трети украинцев потребляют воду из рек, озер и водохранилищ, остальные получают ее из подземных источников. Основным источником питьевой воды остается Днепр.
По данным Украинского государственного научно-исследовательского института проблем водоснабжения, водоотведения и охраны окружающей природной среды «УкрВОДГЕО», 69% всей питьевой водопроводной воды не соответствует санитарным нормам. В зону наиболее критических регионов, с точки зрения качества, входят Одесская, Донецкая, Харьковская, Днепропетровская, Запорожская, Херсонская и Николаевская области. Население этих областей зачастую пьет техническую воду, отклонения от нормы которой достигают 80%.