По состоянию на 2014 год доли импорта и собственного производства моторных масел в Украине были практически равными. С 2015 года и по текущий момент доля импорта значительно выросла и составила в первом квартале 2017 года почти 79%.
Об этом в комментарии корреспонденту ГолосUA заявили аналитики компании Pro-Consulting.
«Развитие рынка моторных масел в Украине характеризуется рядом тенденций, и, прежде всего, падением рынка автомасел с 2009 года. В период с 2009 по 2015 годы объемы реализации масел в нашей стране систематически падали. Положительная динамика появилась только в 2016 году и сохранилась в 2017-м. Причиной скачка стало снижение пошлин на ввоз автомобилей. Следующая тенденция — преобладание импорта/ Украинские предприятия в силу отсутствия достаточной сырьевой базы не могут производить автомобильные масла в больших объемах. Причиной сокращения отечественного производства стали и последствия экономического кризиса в период с 2014 по 2015 годы, а также снижение покупательской способности. Некоторые компании-производители масел не выдержали конкуренции и вынуждены были уйти с рынка (например, один из крупнейших украинских производителей смазочных материалов Бердянский нефтемаслозавод «АЗМОЛ» объявил себя банкротом», — отметили в компании.
Еще одной тенденцией на украинском рынке моторных масел аналитики назвали зависимость российских компаний.
«Текущая политическая ситуация в стране способствует переориентации потребителей на другие марки. В то же время российские машинные масла являются одними из лучших вариантов по соотношению цена-качество. Также среди тенденций нельзя не отметить наличие теневого сектора – большая доля реализации автомасел в Украине находится «в тени» в связи со значительным количеством производителей и торговых марок, а также невыгодными условиями для «прозрачного» ведения бизнеса. Государство не может осуществлять контроль всей продукции, представленной на рынке как по качеству, так и по цене. Такая ситуация может стать причиной сложностей в вопросах адекватной оценки рынка, а также определения ходов, необходимых для увеличения доли на рынке», — подчеркнули эксперты.
По словам аналитиков, существенна и зависимость от роста курса доллара – цена моторных масел зависит от колебаний курса валют.
«Этот фактор необходимо учитывать при распределении закупок и минимизации курсовых потерь. Украинский рынок автомобильных масел является достаточно емким и конкурентным, на нем представлены сильные мировые бренды. Ранее наша страна (до наступления политического и экономического кризиса) являлась одной из крупнейших стран-потребителей автомобильных масел в Европе. По состоянию на 2014 год доли импорта и собственного производства моторных масел в Украине были практически равными. С 2015 год и по текущий момент доля импорта значительно выросла. Данный показатель с каждым годом увеличивается – так, в первом квартале 2016 года объемы импорта составляли 76,45%, а годом позже составили уже 78,95%», — резюмировали в компании.