Закон №3081-д о господдержке кино был принят Верховной Радой Украины во втором чтении 22 сентября 2016 года. На медиафоруме KIEV MEDIA WEEK эксперты высказали свое мнение относительно некоторых норм нового закона.
В завершении 6-го международного медиафорума KIEV MEDIA WEEK в рамках специального проекта инициативы #КіноКраїна» состоялась панельная дискуссия, на которой участники инициативы обсудили текущее положение дел в индустрии, а также открывающиеся в связи с новыми изменениями в законодательстве относительно господдержки перспективы украинского кино- и телепроизводственного сектора.
В панельной дискуссии приняли участие Филипп Ильенко, Глава Государственного агентства Украины по вопросам кино, Сергей Созановский; представитель #Кінокраїна, совладелец киногруппы FILM.UA Group, Роландас Квиеткаускас, директор Литовского киноцентра. Модератором панели выступила Виктория Ярмощук, руководитель Украинской Киноассоциации, директор «Медиа Ресурсы Менеджмент».
22 сентября можно по праву назвать историческим для украинской продакшн-индустрии, так как украинский парламент, наконец, принял новую редакцию закона о государственной поддержке кинематографа, который в корне изменит взаимоотношения государства с киношниками и телевизионщиками, причем не только украинскими, но и иностранными.
Если вкратце, то, согласно новому закону, предполагается, что продюсер полнометражного художественного фильма может претендовать на финансирование со стороны государства в размере 80% продакшн-бюджета картины (в отличие от максимальных 50%, на которые можно было рассчитывать до сегодняшнего дня).
Революционной новинкой принятого закона является норма, согласно которой претендовать на получения государственной поддержки могут также и производители телевизионных сериалов: сериальный продюсер вправе рассчитывать на покрытие до 50% своих производственных трат в качестве гранта со стороны государства.
Естественно, что не каждый сможет воспользоваться подобными преференциями. Да и производители сами заинтересованы в открытости и прозрачности механизмов выделения госсредств во избежание ситуаций, когда деньги могут перечисляться никому ранее неизвестным компаниям-однодневкам, которые при этом в лучшем случае будут просто в разы раздувать продакшн-сметы, в худшем же – вообще исчезать, в итоге так ничего и не произведя. Поэтому, согласно новой редакции закона, ежегодно будет проходить конкурсный отбор продюсерских компаний, каждая из которых получит финансирование на производство не менее 2 фильмов для большого экрана (80% финансирования обеспечит государство, 20% — продюсер) и/ или сериалов и фильмов для телевидения (50% финансирования — государство, 50% — продюсер) в год. При этом каждая продюсерская компания, претендующая на господдержку, должна будет пройти финансово-производственную экспертизу, а каждый проект – культурно-производственный тест.
Еще одним революционным нововведением является имплементация системы наличного возврата продюсерам (в том числе и иностранным) части потраченных на производство на территории Украины средств. Новая редакция закона предполагает возвращение иностранным и украинским продюсерам, которые производили кино за свой счет, до 25% от объема средств, потраченных ими в Украине на производство фильмов и сериалов, и 10% расходов, уплаченных с территории Украины и квалифицированных, как оплата труда актеров и других иностранных работников, которые не являются резидентами Украины и не платят НДФЛ в статусе резидента Украины.
Помимо этого будут выделяться средства не только непосредственно на производство, но и на развитие и пре-предакшн проектов, а также на их постпродакшн, дистрибуцию (в том числе международную) и на фестивальное продвижение. В свою очередь, для локальной популяризации национального кинопродукта рекламу украинских фильмов предлагают приравнять к социальной.
Между первым и вторым чтением в профильном комитете Верховной Рады было рассмотрено около 600 поправок в законопроект, что подтверждает, насколько этот документ важен для индустрии и страны.
Автор: Артём Колюбаев