Димитрий Бабич
13:22 24/09/2011

Экстренный вызов

Сирийская власть продемонстрировала удивительный пример стойкости в конфронтации с большинством западных структур. В ответ на окончательное решение постоянных представителей 27 государств Европейского Союза о введении запрета инвестирования нефтяной отрасли Сирии последняя объявила «выборочный бойкот» импортным товарам, включая автомобили, предметы роскоши и стройматериалы. По словам международных экспертов, это лишь усугубит кризис в арабском мире, но найти выход из сложившейся ситуации вполне по силам давним и традиционным партнерам Дамаска – Киеву и Москве.

Как стало известно накануне, представители Швейцарии – страны, традиционно занимающей определенный нейтралитет при обсуждении вопросов глобальной политики, выступило с сенсационным заявлением. Конфедерация резко ужесточила санкции против Дамаска, введя запрет на поставку нефти и нефтепродуктов из Сирии. А несколькими днями ранее Берн заморозил 32 миллиона долларов, принадлежащих сирийскому правительству и находящихся в швейцарских банках. «На подобные шаги нас толкнули непрекращающиеся репрессии сирийских сил правопорядка в отношении оппозиции, — говорится в заявлении Кабинета министров Швейцарии. – Если лидер Сирии Башар Асад не хочет прислушаться к голосу мирового сообщества, мировое сообщество отвернется от него».

Уже отвернулось. Фактически вторя тому же Берну и практикующему вот уже несколько десятилетий жесткие санкции в отношении Дамаска Вашингтону, о своем намерении нанести удар по сирийской экономике заявил Совет ЕС. Сразу 27 стран европейского содружества на уровне своих постпредов согласовали вопрос о запрете на инвестиции в нефтяной сектор Сирии. Таким образом, уже к 15 ноября текущего года из Дамаска в ЕС полностью прекратится экспорт нефти – в настоящее время истекают сроки последних контрактов по поставкам. Но и это еще не все. Предполагается, что в ближайшем будущем вступит в действие запрет на ввоз в Сирию монет и денежных купюр, произведенных в Европе. Дескать, именно таким образом сегодня можно дестабилизировать сирийскую экономику.

На эту информацию команда президента Сирии Башара Асада отреагировала молниеносно. С целью сохранения валютных запасов страны сирийское правительство ввело ограничения на импорт автомобилей и предметов роскоши. Как ожидается, резкое сокращение импорта ожидает и рынок стройматериалов, а в сфере банковских операций «грядут радикальные изменения, которые явно не понравятся Западу», говорится в информации сирийского Кабмина. «А рынок сбыта нефти мы уже нашли – в Китае», — сказал в интервью местному радио ближайший соратник Асада, премьер-министр страны Адель Сафар.

А вот здесь Асад, который до недавнего времени хоть в какой-то мере пытался найти общий язык с Евросоюзом, блестяще парировал удар западных недоброжелателей. Все дело в том, что более 90% высококачественной сирийской нефти действительно поставлялось в ЕС (!). Потеряв потребителей в Европе, Дамаск вполне может обратить свое внимание на Азию, причем не только на Китай, но и на Индию, и даже Монголию. «Предметы роскоши», появлявшиеся в домах зажиточных сирийцев, были произведены, в основном, в Швейцарии, во Франции и Италии. Автомобили экстра-класса, как правило, импортировались из Германии и Швеции.

«Получается, что Башар Асад также объявил Европейскому Союзу экономическую войну, — подчеркнул в эфире одного из бейрутских телевизионных каналов известный ливанский аналитик Амир Барии. – На протяжении многих лет Сирия доказывала, что может выживать в условиях изоляции. Наверняка это ей удастся и на сей раз».

Как бы то ни было, а борьба за выживание с одной стороны и попытка заставить Дамаск подчиниться воле Запада и найти общий язык с оппозицией – с другой «на сей раз» будет крайне тяжелой. В условиях полного кризиса в Лиге арабских государств и проблемы признания Палестины в ООН Сирия вполне может стать той движущей силой, которая может окончательно затянуть узел ближневосточной проблемы. И, возможно, именно сейчас от дипломатов, где бы они ни находилось – на Западе или Востоке – в очередной раз зависит будущее целого региона.

«Асаду был брошен вызов, — сказал в комментарии агентству «ГолосUA» координатор специальных международных программ по Ближнему Востоку (HEF) Кристина Сторског. —  Вызов, образно говоря, экстренный, и он его принял. Задача всех тех, кто сейчас и активно контактирует с властями Сирии, и одновременно имеет определенный вес в американском и европейском политикуме – не допустить эскалации напряженности между этими полюсами».

Как подчеркивает собеседница агентства, в качестве тех, кто «активно контактирует с властями Сирии» могут рассматриваться Украина и Россия. «У этих государств бывшего СССР традиционно хорошие отношения с Дамаском, — отметила Сторског. – А к мнению Киева и Москвы, пусть и не в полной степени, но прислушиваются и Вашингтон, и Брюссель. Однако, ситуацию под контроль нужно брать уже сейчас».

Впрочем, до сегодняшнего дня сколько-нибудь грамотного варианта выхода из «сирийского кризиса» ни друзья, ни недруги Дамаска не представили. И напрасно, поскольку Сирия, даже, несмотря на массовые волнения, в которых, по разным данным, погибли от тысячи до двух с половиной тысяч человек, остается в арабском мире одним из островков торжества государственности. Если этот островок погрузится в пучину анархии и гражданской войны, о какой-либо региональной стабильности можно будет надолго забыть.

Читайте также по теме