За две недели до конца избирательной кампании GfK Ukraine сообщила о намерении провести экзит-пол совместно с TNS Ukraine для телеканалов. Это кроме того, что уже анонсировались 4 общенациональных экзит-пола, сотня локальных и множество опросов, которые проведут СМИ.
Информация о GfK Ukraine вызвала у многих ироническую улыбку, так как летом фирма, измеряющая рейтинг телеканалов, оказалась в центре громкого скандала, затронувшего её репутацию. Директор телеканала RU Music Рудольф Кирнос обвинил компанию в махинациях. Он утверждал, что людям, у которых дома установлены пиплметры (приборы для подсчета рейтинга), предлагали за деньги смотреть определённые программы. Для расследования обвинений была привлечена частная детективная компания, которая факт махинаций подтвердила, но причастность GfK не доказала.
На этом все не закончилось. 22 октября Рудольф Кирнос заявил, что детективов ввели в заблуждение. Якобы сыщики общались не с теми людьми, которых подозревали в подкупе. То есть, история продолжается.
Через два дня, 24 октября, на пресс-конференции телеканалов "Интер" и ICTV было объявлено о проведении экзит-пола компаниями TNS Ukraine и СОЦИС. GfK Ukraine, несмотря на анонсированное участие, в списке не значилась.
Но в другом релизе сообщается, что уже втроём — TNS Ukraine, СОЦИС и GfK Ukraine проведут экзит-пол в 97-ом округе (центр находится в Броварах Киевской области).
То есть, параллельно с всеукраинским экзит-полом в Броварах будут опрашивать еще и на предмет выборов народного депутата от округа. Информация о партийных симпатиях будет "оперативно собираться" (фраза из релиза) call-центром в Киеве, а данные по кандидатам в округе сообщат "на следующий день после выборов" (цитата из другого релиза).
Какова глубина этого сотрудничества TNS, СОЦИС и GfK? Ограничится ли оно на самом деле одним округом в Броварах? Кто будет изучать это после 28 октября, когда участники выборов будут бороться за каждый бюллетень… Но результаты экзит-полов к сведению приняты будут. И, при необходимости, использоваться как аргумент, как это было в 2010 году, когда один экзит-пол внезапно оказался очень лояльным к одному из кандидатов.
Участие в экзит-полах структур, которые до сих пор фигурируют в публичных разбирательствах касательно аферы с пиплметрами, еще до объявления результатов выборов дает основания скептикам утверждать, что выборы сфальсифицированы прямо на этапе опроса избирателей.