Электронная очередь позволила оптимизировать и сделать прозрачным планирование мероприятий и выхода судов из портов Большой Одессы, но она не решает проблемы инспекции судов в Босфоре.
Такое объяснение дали в Администрации морских портов Украины (АМПУ).
«АМПУ принципиально важно было внедрить процесс, который будет прозрачным и понятным для рынка. Мы это сделали по аналогии с дунайскими портами — основали электронную очередь. Но какие бы эффективные инструменты планирования мы ни внедряли, в работе «зернового коридора» есть деструктивная позиция России. Именно через нее при прохождении контроля в Босфоре вместо необходимых 24-30 судов в сутки (в равных долях на вход и на выход) реально осуществляется инспекция в среднем, только 3,5 судов на вход и 3 — на выход. Мы уже видели в прошлом месяце очередь в Босфоре из более 150 судов, которые простаивали там более 30 суток. Тогда решали эту проблему вместе с ООН и Турцией. Сегодня такая тенденция повторяется», – сказал руководитель АМПУ Алексей Востриков.
На сегодняшний день есть очередь из 96 судов, которая будет расти если не увеличить количество инспекций в сутки. Загруженность портов меньше 50% и, как результат, недополучение странами мира в ноябре 3 млн тонн агропродукции.
По его словам, ситуация с блокировкой Россией работы зернового коридора обсуждается на ежедневных отраслевых совещаниях и еженедельных совещаниях с участниками агрорынка.
Единственный выход – увеличение количества ежедневных инспекций. Соответствующее обращение Украина направила партнерам по Инициативе – ООН и Турции.
Как работает электронная очередь в портах Большой Одессы АМПУ объяснила в инфографике.
Напомним, на днях 25 тысяч тонн украинской пшеницы прибыли в порт Сомали.
Как сообщалось, “зерновой коридор” продолжит работу в 2023 году.
Добавим, убытки украинских аграриев в ходе войны превысили 40 млрд долларов.