Главной целью подписания Украиной соглашения об Ассоциации с ЕС, разрыва связей с международными экономическими организациями была ликвидация экономических связей с Российской Федерацией. Если Беларусь пойдет по этому же пути углубления сотрудничества с ЕС, это нанесет белорусской экономике большой ущерб.
Об этом сообщается на сайте Глазьев.ру в материале «Белорусский выбор».
По словам автора материала, для глав европейских государств, подписавших это соглашение с нелегитимными «лидерами Майдана», цель заключалась в отрыве Украины от России. Поставленный ими на «княжение» П.Порошенко блестяще справился с этой задачей: введенное им эмбарго против российских товаров и фактическое закрытие границы с Россией повлекли шестикратное падение товарооборота.
В результате разрыва многолетних кооперативных связей и утраты основных рынков сбыта своих товаров объем производства на Украине упал на четверть. Общий ущерб (прямой и косвенный) для украинской экономики от разрыва кооперационной сети с Россией и закрытия ключевого экспортного рынка составил, по разным оценкам, от 70 до 150 млрд. долл. в 2020 г. по уровню экономического развития, согласно данным МВФ, Украина возглавила рейтинг наименее развитых европейских государств.
Автор публикации отмечает, что об этих последствиях киевское руководство заранее предупреждали ученые РАН и НАНУ, проведшие комплексное моделирование экономических последствий евразийского и европейского сценария интеграции Украины.
По результатам расчетов при реализации сценарных условий по первому варианту (при присоединении Украины к Таможенному союзу) прирост экспорта украинских товаров в РФ (без учета экспорта углеводородов) увеличивался, по разным оценкам, на 4,6-8,8 млрд. долл. В случае реализации этого сценария прирост товарооборота (без учета углеводородов) в результате взаимной интеграции и устранения торговых барьеров для украинской экономики составлял – от 13,5%-16,5% от ВВП Украины. Всего улучшение условий торговли для Украины по сценарию интеграции в Таможенный союз и ЕЭП оценивалось в 9-10 млрд. долл., что позволяло ей сбалансировать торговый баланс и обеспечить макроэкономическую устойчивость.
Эти цифры не включали другие положительные эффекты, которые могли быть получены при расширении торговли товарами и услугами, активизации научно-технического сотрудничества, повышении инвестиционной и инновационной активности в капиталоемких отраслях промышленности. Отказ же Украины от участия в Таможенном союзе приводил к сокращению экспорта в Россию, по минимальным оценкам, на 1,5–2 млрд. долл.
В соответствии со вторым сценарием (неучастия Украины в Таможенном союзе и подписания Соглашения об ассоциации с ЕС), происходило неизбежное ухудшение условий торгово-экономического сотрудничества с Россией и другими государствами-членами Таможенного союза, что приводило к снижению конкурентоспособности украинской обрабатывающей промышленности, в особенности машиностроения.
При этом, как и прогнозировалось, закономерное дальнейшее повышение цен на газ привело к тому, что энергоемкие металлургический, химико-металлургический комплексы Украины, генерировавшие максимальную прибыль и являвшиеся локомотивами экономического роста, остались за зоной рентабельности и были вынуждены свернуть значительную часть экспортного производства, что еще более ухудшило положение украинской экономики по сравнению с первичным отрицательным эффектом. В итоге, как и прогнозировалось, произошло ухудшение торгового и платежного балансов, уменьшение покупательной способности и падение уровня жизни украинцев.
Именно на этом основании Янукович отказался подписывать убийственное для украинской экономики соглашение об ассоциации с ЕС. После его бегства это соглашение стало основой для переориентации украинской экономики на обслуживание потребностей ЕС. Они ограничивались сбытом европейских товаров на украинский рынок (динамика отрицательного сальдо торгового баланса приведена выше) и импортом украинской рабочей силы. Российский рынок заменить оказалось нечем: машиностроительный и агропромышленный комплексы Украины пришли в упадок. 15 млн. квалифицированных специалистов покинули свою родину.
Автор материала отмечает: нетрудно посчитать, куда по этому пути придет Беларусь, если вдруг Президент Лукашенко последует примеру Януковича и под давлением западных бенефициаров бросит свой народ в топку очередного европейского псевдодемократического эксперимента.
Для понимания «цены вопроса» следует оценить краткосрочные («в моменте»), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные последствия такого решения. Как показал опыт Украины, «сидеть на двух стульях» — одновременно следуя правилам, регламентам и уложениям двух таможенных зон — не получится: Россия и другие страны ЕАЭС не могут позволить стране, которая пребывает в отношениях экономической и политической ассоциации с ЕС (т.е., односторонне принимает все техрегламенты, директивы и иные регуляторные правила ЕС), оставаться в едином таможенном и экономическом пространстве без неприемлемого ущерба для него.
Автор материала также отмечает: до сих пор Беларусь шла по уникальному для постсоветских государств пути суверенного развития на основе максимально полного использования имеющегося производственного потенциала и с опорой на российский рынок. Президент Беларуси А.Лукашенко интуитивно выбирал оптимальный путь, избегая крайностей шоковой терапии, восточной деспотии, колонизации западным капиталом. Ему удалось избежать экономической катастрофы, системной коррупции, массового вывоза капитала и разорения страны. Благодаря этому курсу Беларусь стала самой успешной из бывших союзных республик: реальный ВВП Беларуси за период 1990-2014 гг. вырос в 2 раза, в России – на 25%, в Украине он упал на 35% (по расчетам всемирного банка).
Автор материала допускает, что организаторы массовых белорусских протестов могут заставить руководство Беларуси изменить экономический курс.
Напомним, 19 августа 2020 года стало известно, что ущерб от протестов в Беларуси уже составил не менее 500 миллионов долларов. А отсроченный исчисляется миллиардами. Об этом заявил помощник президента по вопросам финансово-кредитной системы Валерий Бельский. По его словам, нарушены устои создаваемой годами системы зарубежного кредитования, пострадала инвестиционная привлекательность страны.