Почти четверть задач по украинскому языку, мягко говоря, не имеют однозначного ответа, а логика некоторых вопросов непостижима даже для кандидатов и докторов филологии.
Об этом написал кандидат филологических наук, доцент Львовського национального университета им. И.Франко Богдан Тихолоз на своей странице в Facebook, передает корреспондент ГолосUA.
Так, он отметил, что ВНО — одна из немногих действительно эффективных реализованных реформ в независимой Украине, возможность честного и прозрачного поступления в вузы сотням тысяч абитуриентов, которая существенно уменьшила (хотя и не ликвидировала полностью) отдельные коррупционные схемы в образовании. Но сами по себе тесты — зло, однако пока никто ничего лучшего для адекватной проверки знаний и справедливого оценивания в массовых масштабах не придумал.
"За все годы ВНО по украинскому языку и литературе я не помню настолько небрежно подготовленного блока языковедческих задач. Однако литературы это не касается — по сравнению с языковыми, литературные задачи имеют вполне однозначные ответы, а потому никаких претензий не вызывают ", — отметил Б.Тихолоз.
По его словам, из 33 задач части 1 по украинскому языку по крайней мере 7 неоднозначные — они не имеют четкого правильного ответа или этих ответов должно быть несколько. Это примерно одна пятая от языковых задач и одна восьмая — от всех задач нынешнего ВНО.
“О чем свидетельствует такое, без преувеличения, скандальное количество откровенно неадекватных задач по украинскому языку на нынешнем ВНО? Теряюсь в догадках, что именно привело к такой ситуации. Возможно это неадекватная кадровая политика руководства УЦОКО в подборе разработчиков тестов и экспертов-рецензентов редакторов. Может быть вопиющий непрофессионализм и безответственность отдельных «тестотворцов…»”, — задается вопросом Б.Тихолоз.
Он также отметил, что воспринимает такое «качество» отдельных заданий ВНО по украинскому языку как социально опасный и политически безответственный «интеллектуальный терроризм», направленный на дискредитацию системы ВНО в целом и тестирование по украинскому языку и литературе (как общеобязательного) в частности.
“Скажите, пожалуйста, к чему будут стремиться те поступающие (их родители и другие родственники) после таких казусов на ВНО? Наверное, к отмене такого вида тестирования», — считает эксперт.
По словам Б.Тихолоза, в этой ситуации виновны те, кто недосмотрел эти ошибки, и двусмысленности на той стадии, когда еще не было поздно.
“Виновных надо наказать — по крайней мере, отстранив их от таких "экспериментов" в дальнейшем. А всем "жертвам" экспериментов («подопытным» школьникам-абитуриентам) причислить любые ответы на проблемные вопросы как правильные”, — резюмировал доцент Львовского университета и добавил, что в дальнейшем тестирование по украинскому языку и литературе необходимо проводить и как общеобязательное в общегосударственных масштабах.
Напомним, по данным УЦОКО, в основной сессии внешнего оценивания зарегистрировались 288 977 человек, из них 221 104 ученика — выпускники общеобразовательных учебных заведений текущего учебного года, для которых результат внешнего независимого оценивания по украинскому языку будет зачтен как результат государственной итоговой аттестации. Также для участия в основной сессии зарегистрировались 67 873 выпускников общеобразовательных учебных заведений прошлых лет.