Истощенные украинские военные бригады все чаще полагаются на маркетинг, чтобы привлечь мотивированных новобранцев. Фактически они используют рекрутинг и действуют в обход системы мобилизации, которую проводит государство, поскольку срочно нуждаются в пополнении своих рядов.
Как говорится в материале The New York Times, большинство подразделений считает, что официальная система призыва является нефункциональной. Бригады начали собственные кампании рекрутинга, чтобы пополнить истощенный личный состав.
За последние месяцы в Киеве, столице и других украинских городах значительно увеличилось количество билбордов, полных патриотических призывов. Но большинство кампаний инициируют не политическое и военное руководство страны. Это инициативы истощенных бригад, которые взяли дело в свои руки, избегая официальной системы мобилизации.
«Эти кампании гораздо эффективнее (процесса мобилизации — ред.), потому что мы получаем именно тех людей, которые нам нужны», — сказал Дмитрий Козятинский, боевой медик, рекрутер батальона «Волки Да Винчи».
Батальон сейчас ищет около 500 новобранцев на вакансии медиков, механиков и саперов и других. Рекрутеры проводят длительные собеседования, пытаясь найти должности, которые соответствуют навыкам кандидатов. Люди могут отказаться после нескольких дней обучения, если им это не нравится.
Издание отмечает, что рекрутинг — это большое изменение по сравнению с мобилизационным процессом в армии, который не позволяет людям выбирать свою позицию. Многие украинцы опасаются, что в случае призыва их отправят прямо в окопы без подготовки. Критики также говорят, что официальный призыв является слишком агрессивным и погряз в советской бюрократии и коррупции.
В минувшее воскресенье командующий сухопутными войсками Украины Александр Павлюк заявил, что критика официального процесса мобилизации не приносит пользы военным усилиям. «Мы меняемся, мы видим свои недостатки и ежедневно работаем над тем, чтобы становиться лучше», — сказал он.
Высокопоставленный украинский военный на условиях анонимности сказал, что бригады могут свободно проводить собственные кампании рекрутинга, но армия контролирует их деятельность.
В войне, где солдаты постоянно находятся под огнем беспилотников и снарядов, риски воевать в подразделениях на передовой, таких как «Волки Да Винчи», остаются очень высокими. Но подразделение пытается развеять страхи людей, призывая к патриотизму в рамках масштабной пиар-кампании.
«Это как рынок. Вы должны попытаться найти людей, используя маркетинговые методы», — говорит Мирослав Гай, офицер по гражданско-военным отношениям бригады спецназа имени Ивана Богуна.
Подразделение «Волки Да Винчи» заявило, что полагалось на сеть сторонников для разработки и производства своей рекламы, а офис предоставил бесплатно Киевский городской совет.
Необходимость пополнения украинских вооруженных сил была очевидна уже несколько месяцев. Президент Владимир Зеленский недавно заявил, что в войне погибла 31 тысяча военных, что, скорее всего, занижает реальное количество жертв. Военачальники призвали его увеличить количество призывников, чтобы компенсировать потери и выдержать еще один год ожесточенных боев.
Но законопроект о мобилизации, который мог бы проложить путь к широкомасштабному призыву, задерживается в парламенте месяцами.
В то же время офицеры жалуются, что призывники, которых набирает официальная система, часто слишком старые, со слабым здоровьем и немотивированные. Офицер батальона «Волки Да Винчи» Алина Михайлова рассказала, что из 200 призывников, которые приняла бригада, только 25 изъявили желание воевать.
«Наша задача — быстрее набрать добровольцев, чтобы у нас было меньше тех абсолютно немотивированных людей», — сказала Михайлова.
Страница подразделения в Instagram, за которой следят почти 50 000 человек, стала ключевым двигателем этих усилий. В последние недели «Волки Да Винчи» опубликовали несколько видео о работе саперов и операторов беспилотных летательных аппаратов или подготовке солдат-штурмовиков.
Кем ты хочешь стать?
Большой плакат с изображением погибшего командира Дмитрия Коцюбайло «Да Винчи» висит в офисе рядом с фотографиями батальона в гражданской и военной одежде, намекая, что каждый может стать солдатом.
Журналисты присутствовали на некоторых собеседованиях. В частности, рекрутер Евгений Григорьев спросил Олега Грешко, худощавого 20-летнего парня с маленькой бородкой, который зашел в офис батальона, кем он хочет стать.
«Пехота», — быстро ответил Грешко.
Другая новобранка Марина Коваленко, которая проходила обучение в батальоне и планирует работать деловодом, рассказала, что ее привлек индивидуальный подход в части. «Здесь у вас есть возможность выбрать то, что вам больше подходит, и поговорить об этом», — сказала она.
«Многие бригады приняли такой подход, помня о том, что война затягивается, люди хотят выбирать и контролировать свое будущее в армии», — сказал Владислав Грезев, руководитель Lobby X, одной из крупнейших в Украине онлайн-платформ для найма, которая создала спецраздел для военных вакансий.
Он также сказал, что около 500 воинских частей опубликовали вакансии на платформе, около 3200 открытых вакансий и почти 80 000 заявок. Кандидатам предлагается найти должность, которая им подходит.
Бригады рекламируют много небоевых должностей, например, повара военной разведки и цифрового дизайнера в десантно-штурмовой бригаде, а также обещают хорошее снаряжение и лучшую подготовку, чем призывникам.
Козятинский из «Волков Да Винчи» сказал, что «существует определенная конкуренция» между подразделениями, чтобы привлечь лучших новобранцев. По его словам, Третья десантно-штурмовая бригада, подразделение украинских сил специального назначения, «пока побеждает», частично благодаря своему сильному присутствию в социальных сетях.
На улицах Киева трудно не заметить плакаты призыва бригады. На них украинские десантники противостоят солдатам-зомби на фоне заката.
«Борьба», — написано на плакатах большими оранжевыми буквами.
Подразделение также пыталось преодолеть пропасть между гражданским населением и военным, проводя каждые несколько месяцев военные учения со стреляющим пластиковыми снарядами оружием под Киевом, где публика могла общаться с резервистами бригады и инструкторами.
Семен Гагарин, 33-летний менеджер компании по производству меда, сказал, что не думает, что кампания изменит мнение тех, кто отказывается служить.
Но он признал, стоя у плаката с призывом в центре Киева, что «это больше давит на всех» и может убедить людей, которые колебались насчет вступления. По его словам, несколько друзей в его спортзале решили присоединиться к Третьей десантно-штурмовой бригаде.
«Это наш шанс получить мотивированных людей. Все хотят их», — сказал Козятинский.
Напомним, 29 марта 2024 года стало известно, что Комитет ВРУ прошел все правки к законопроекту о мобилизации 10449. Исходный текст законопроекта претерпел более 4200 изменений. Однако рассмотрение некоторых нюансов отложено до согласования финальной концепции законопроекта.
Ранее нардеп Федор Вениславский, комментируя ход рассмотрения правок в законопроект 10449, во время телемарафона отметил, что ограниченно пригодных могут отправить в боевые подразделения.