Леся Дубенко
14:45 27/03/2012

«Евро-2012» лишили политической значимости

Каждое крупное спортивное событие – это политическая повесть о растущем могуществе государства и его международных аппетитах, считает журналист издания «The Guardian» Крис Котарски.

Взаимосвязь политических амбиций и спортивных событий настолько универсальна, что узреть ее не составляет особого труда, уверяет автор. Достаточно вспомнить Олимпийские игры 2008-го в Пекине. Тогда китайцы постарались преподнести турнир, как символ восхождения страны на уровень новой глобальной суперсилы. Эту попытку восприняли с разной степенью энтузиазма как в самой Поднебесной, так и за границей.

Журналист напоминает, что случается, когда политическая подоплека понятна только местной аудитории, как во время чемпионата мира по футболу 2006-го. С его помощью Германия похоронила табу прошлого, ознаменовав приход новой эры национальной гордости.

В случае с Украиной и Польшей, утверждает Крис Котарски, мы имеем дело с куда более запутанной предысторией. Несмотря на то, что «Евро-2012» – первый со времен СССР крупный спортивный турнир на территории Восточной Европы, попытка подкупить публику романом о трансформации коммунистических обществ в западные версии демократий здесь не удастся. Особенно после подозрительного ареста экс-премьер-министра Юлии Тимошенко.

«Как подметил британский историк Тимоти Гартон Эш, сегодняшнее отличие между траекториями Польши и Украины не могло быть более разительным, — пишет К. Котарски. — Но так было не всегда. Впервые о совместной заявке на проведение чемпионата «Евро-2012» заговорил в 2003-м году президент Федерации футбола Украины Григорий Суркис. Это случилось практически сразу после того, как Президент Украины Леонид Кучма, на фоне усиления сотрудничества между Россией и США, решил отказаться от многовекторной политики и двигаться в сторону НАТО».

Мгновенно, отмечает К. Котарски, польские футбольные чиновники и функционеры экс-президента Польши Александра Квасневского – всегда выступавшего за расширение НАТО и ЕС —  горячо поддержали инициативу Украины. И это неудивительно, ведь она соответствовала геополитическим задачам по укреплению связей между двумя соседями и евроатлантической интеграции Украины. /> К тому времени, когда заявка прошла отбор УЕФА в ноябре 2005-го года, Польша присоединилась к ЕС, а Украина переживала серию невероятных событий оранжевой революции. Новый Президент Украины Виктор Ющенко и Президент Польши Лех Качинский всячески способствовали «Евро-2012». Оба лидера присутствовали в Кардиффе во время финального отбора заявок в апреле 2007-го и оба были в восторге, когда Украина с Польшей «выбили» из конкурса заявку Италии.

Но, отмечает К. Котарски, дальнейшие события показали, что история, сведшая и приведшая к победе Киев и Варшаву, начала потихоньку иссякать. Первым звоночком стал язвительный саммит НАТО в Бухаресте, во время которого Украине дали понять, что членство в альянсе ей пока не грозит.

Однако роман В. Ющенко с польской политической и дипломатической элитой продолжался. Продолжался до тех пор, пока его популярность в Украине окончательно не упала, а дух оранжевой революции не испарился. В итоге две страны разошлись, как в море корабли. «Евро-2012» утратил свое политическое и культурное значение, плавно перейдя к проблемам модернизации транспортной инфрастуктуры, стадионов и т.д. Обе страны пострадали от организационных неурядиц, а Украина от глубокого финансового кризиса, из-за которого приостановилось выделение денег на строительство объектов турнира.

К тому времени, отмечает журналист, когда в Украине состоялись очередные президентские выборы, В. Ющенко превратился в призрак прошлого. С приходом нового Президента Виктора Януковича Украина вернулась к политике многовекторности, отказалась от вступления в НАТО и после ареста Юлии Тимошенко застопорила евроинтеграцию.

«Накануне «Евро-2012» Украина снова оказалась в шатком положении между Россией и ЕС, между обещаниями и разочарованиями оранжевой революции, между «управляемой демократией» России и политической системой, схожей с демократиями ЕС. В свою очередь, в политике Польши по отношению к Украине перестало хватать четкости и ясности», — считает К. Котарски.

После того как в Киеве прошел саммит «ЕС-Украина», подчеркивает он, на сайте Ю. Тимошенко было опубликовано вызывающее «письмо диктатору», написанное ею в тюрьме: «Я не знаю, сколько Вам известно о международных и геополитических делах, но у меня есть плохие новости: «Евро-2012» – это не согласие по европейской интеграции. Вас обманули. Это всего лишь футбол».

«Здесь Ю. Тимошенко только частично права. Когда-то это было чем- то большим, чем просто футбол. Но не сейчас», — резюмирует автор.

Читайте также по теме