Украина ежегодно теряет из-за схем и коррупции на таможне до 170 млрд грн, поэтому преодоление коррупции и ликвидация схем могли бы стать большим источником средств для бюджета вместо налога на посылки.
На это в своем блоге указывает экономический эксперт Олег Пендзин.
«Потери на таможне оцениваются в суммы 120-170 млрд грн. Возможно, закрытие этих щелей даст бюджету больше, чем вымогательство копеечных налогов с копеечных товаров или посылок? Кстати, бюджетный эффект авторами идеи до сих пор четко не посчитан, особенно с учетом расходов на модернизацию таможни, расширение ее штата и усиление антикоррупционного контроля», — пишет экономист.
По его словам, «налог на посылки» станет лишь новым инструментом вымогательства с населения, которое находится за чертой бедности и ищет более дешевых альтернатив. Зато необходимость проверки миллионов почтовых отправлений станет новой коррупционной кормушкой.
«Отдельный вопрос: может стоит защитить людей, а не ритейл, который втрое задирает цены на позиции из условных «алиэкспрессов» или «Тему»? Если сейчас эти товары обложить налогами, украинцы потеряют одну из немногих возможностей экономить во времена экономических трудностей. И пока мы не видим признаков повышения состоятельности среднего украинца, а не тех украинцев, которые помогают автодилерам устанавливать рекорды по продаже автомобилей во времена войны», — указывает Олег Пендзин.
Экономист также развеял миф, что «налог на посылки» способен защитить внутреннего производителя или принести хоть какую-то пользу внутреннему рынку.
«Для поддержки бизнеса можно разработать другие механизмы, хотя бы «пробудить» банковское кредитование с разумными процентами. И бизнес не «взлетит» завтра после принятия закона об ограничении доступа на украинский рынок более дешевой продукции — ему понадобятся месяцы и годы, чтобы предложить альтернативу», — указывает эксперт, и отмечает, что экономические трудности диктуют миллионам украинцев не желание, а необходимость искать альтернативы среди импорта.
При этом наибольшие выгоды от «налога на посылки» получит не бюджет, а коррумпированные чиновники и их «клиенты».
«Мы рискуем получить новую волну нелегальных схем и «договорняков». Уже сейчас существуют десятки способов обойти таможенный контроль, и рост налоговой нагрузки лишь будет стимулировать теневые потоки. Крупные партии товаров, оформленные как «почтовые отправления», уйдут в руки тех, кто умеет договариваться — это те самые миллиарды в тени. А простые граждане останутся заложниками новой системы и бедности, последний выход из которой закрыли государственные мужи под красивые патриотические лозунги», — предупредил Олег Пендзин.
По его убеждению до внедрения «налога на посылки» украинские законодатели и политики должны выполнить колоссальное «домашнее задание»: техническое оснащение таможни, преодоление коррупции, формирование штата и обучение дополнительных людей, что требует лет работы, масштабных инвестиций и глубоких реформ.
«Может оказаться, что для бюджета и производителей эти «почтовые налоги» окажутся и не нужны: бюджет использует весь потенциал по отбеливанию тени, украинцы вырвались из бедности и перестали скупать копеечный хлам по миру, а украинский бизнес вырос и наполнил рынок достойным по цене и качеству товарным предложением», — прогнозирует возможное развитие ситуации эксперт.
Добавим, Кабмин расширил налог на посылки в Украину.