Фальшивая информация и слухи распространяются в Twitter быстрее реальных новостей.
Об этом сообщается в статье в журнале Science.
К такому выводу ученые пришли, проанализировав записи 3 миллионов пользователей за все время существования социальной сети.
В последние годы исследователи все чаще обсуждают проблему распространения «липовых» новостей, так как они влияют не только на политику, но и на экономику стран. Так, ложное сообщение о взрыве в Белом доме и ранении президента США Барака Обамы привело к падению фондового рынка на 140 пунктов. Появление социальных сетей облегчило и ускорило обмен информацией между пользователями, однако как они влияют на распространение фальшивых историй, ученым почти неизвестно.
Чтобы выяснить это, группа социологов под руководством Соруша Восуги (Soroush Vosoughi) из Массачусетского технологического института проанализировала более 126 000 новостей на английском языке, опубликованных в Twitter с 2006 по 2017 год. В общей сложности, исследователи изучили более 4,5 миллионов записей, опубликованных 3 миллионами реальных пользователей. Ученые классифицировали новости как ложные, опираясь на информацию от шести независимых организаций, занимающихся проверкой данных.
Ожидаемо, самой популярной темой для слухов оказалась политика. Вслед за ней шли городские легенды, бизнеc, терроризм, наука, развлечения и природные катастрофы. Когда исследователи проанализировали динамику распространения новостей, оказалось, что ложные истории и слухи распространяются гораздо быстрее реальных. Кроме того, пользователи видят их чаще: в среднем, достоверную информацию видит не более 1000 человек, в то время как «липовые» новости получают охват от 1 до 100 тысяч читателей. При этом последние, как правило, оказывались более «свежими».
Также выяснилось, что люди сами способствуют распространению фальшивой информации, так как они заметно чаще ретвитят ее. Зато боты, вопреки популярному мнению, одинаково ускоряют распространение в Twitter и лживых, и правдивых историй. При этом фейковые новости чаще вызывают у пользователей страх, отвращение и удивление, в то время реальные истории — печаль, радость, предвкушение и доверие.