ГолосUA
17:02 01/04/2011

Французское вторжение в Ливию: борьба за призрачную демократию или за собственные интересы?

Журналистка американского издания “The Washington Post “  http://www.washingtonpost.com/opinions/frances-goals-in-libya-hit-a-little-closer-to-home/2011/03/28/AF4J7mqB_story.html Энн Эпплбаум поcтавила под сомнение добрые намерения президента Франции Саркози защищать демократию в Ливии и предполагает,  что французский президент скорее всего преследует собственные цели.

На местных выборах во Франции победила Социалистическая партия; ливийские повстанцы  ликовали в городах Брега и Рас Лануф.  Во Франции все взоры устремились в сторону президентских выборов 2012; в Ливии — в сторону Триполи. Вы можете подумать, что все эти события совершенно не связаны. Но это неправда, утверждает  Энн Эпплбаум.

"Мы американцы прекрасно знакомы с давней традицией объявления войны перед началом предвыборной гонки: на эту тему даже когда-то был снят голливудский сатирический фильм "Плутовство". Главную роль политического консультанта, пытающегося прикрыть сексуальный скандал вокруг американского президента за счет войны с вымышленной албанской группировкой, играет Роберт Де Ниро. В итоге американский президент побеждает и избирается на второй срок.

В реальном французском сиквеле вместо секс-скандала присутствуют совершенно другие мотивы, — пишет Эпплбаум.- Проблема в том, что Саркози стремительно теряет популярность и причина тому неэффективность его команды, обвинения в коррупции, плохое состояние экономики, неправильное решение вопроса в Тунисе, отставка министра иностранных дел и личные качества Саркози — непредсказуемость и неустойчивость. К тому же сама война в Ливии более чем реальное событие, которое неизвестно чем закончится и неизвестно когда".

Более того, продолжает журналистка, в отличии от известного фильма, при Саркози не наблюдается никаких хитрых и лукавых политических советников. Au contraire: человек представивший Саркози повстанцам Бенгази не кто иной, как известный философ Бернар- Анри Леви, который настолько специфичен и настолько француз, что тяжело найти ему американский эквивалент.

В Америке — как, в принципе, и в других странах мира — нет философов, которые носят расстегнутые рубашки, женятся на белобрысых красотках и с энтузиазмом становятся на разные стороны в войнах Бангладеш, Анголы, Руанды, Боснии и т.д.  Прислушавшись к эмоциональным призывам Леви вмешаться в события в Ливии — решение, которое удивило даже министра иностранных дел Франции — Саркози точно рассчитывал, что ему удастся украсть хотя бы частицу гламура эксцентричного философа.

Саркози, пишет Эпплбаум, также абсолютно уверен, что ливийское приключение поднимет его собственный рейтинг. И это никого не удивляет. Недавно во время конференции в Брюсселе некий французский участник в порыве радости разрывался, рассказывая про то, как французы командуют в воздушных бомбардировках Ливии; буквально через минуту, он абсолютно сердечно признался, что война — это уловка Саркози для победы на следующих президентских выборах. Кажется, что обе эмоции — патриотизм  и осознание цинизма Саркози — вполне укладываются в французском восприятии.

Эпплбаум отмечает, что в истории ситуации, подобные сегодняшнему поведение Саркози, уже встречались. В целом Франция всегда противилась статусу Америки  как главной демократии, напоминая, что именно они изобрели» liberte, egalite et fraternite”. Когда-то Де Голль уже бросал вызов НАТО, но тогда Франция сидела в безопасности под американским зонтом. Желание же Саркози атаковать другие страны вне зависимости от рисков и во времена, когда Европейский Союз  далек от идеального состояния, беспрецедентное.

"Дабы не расстраивать месье Саркози и более менее сохранить солидарность альянса НАТО не ветировало операцию в Ливии. Но Берлин с Анкарой не стали молчать и публично осудили решение вторгнуться. Даже США потребовали от французского президента проводить операцию под флагом НАТО, угрожая в противном случае прекратить поддержку Парижа. Видимо план Саркози заключался в том, чтобы Вашингтон полностью плясал под его дудку. Но не получилось", — пишет Эпплбаум.

Журналистка отмечает, что если бы задача французского президента заключалась в том, чтоб опозорить весь ЕС, проявив его слабые места и дезорганизованность, то лучшего сценария, чем у него, не придумать. Европейские институты, как и министр иностранных дел ЕС Кэтрин Эштон, полностью исключены из событий и соответственно молчат, как рыба.

"Никто не считает, что от действий Саркози Европа может хоть каким-то образом выиграть: все понимают, что события в Ливии еще раз доказывают, что ЕС — структура неэффективная с неразвитой  обороной и бедной политической дискуссией. Но похоже, что Саркози все это мало интересует. Наполеон — далекий политический предок нынешного французского главы — когда то сказал, что удача является главным козырем любого правителя. Может оно и так, но сегодня французский президент явно играется с огнем ", — резюмирует Эпплбаум.

Подгот. Л.Дубенко.

Читайте также по теме