День труда, который в мире отмечают 1 мая, в Европе воспринимают как дату, когда жизненно необходимо вспомнить весь путь человечества, в частности, по отстаиванию своего права на труд, на его справедливую оплату и на расширение списка личных прав граждан. Если не знать историю праздника, то это просто череда митингов с малопонятными плакатами и лозунгами.
Но если пойти вглубь истории праздника (а смотреть вглубь истории всегда полезно, потому что за наличие личных прав как таковых боролись многие поколения людей и об этом стоит помнить, чтобы не обесценивать это достижение), то выяснится, что за получение этих самых личных прав несколько веков боролись и мужчины, и женщины. И если для мужчин борьба и подвиг были изначально понятны как способ самоутверждения себя в этом мире, то для женщин в патриархальном мире это было что-то новое, но крайне необходимое.
То, что почти во все времена (исключая эпоху амазонок) в США и в Европе общество было исключительно патриархальным, это ни плохо и ни хорошо — это просто факт. И это значило, что во все времена в основном только мужчины могли реализовываться за пределами дома. Женщинам же много веков отводилась только роль жен, матерей и домохозяек. И вот именно 1 мая нам, потомкам этих мужчин и женщин, стоит вспомнить, каким долгим и тяжелым был путь за свои личные и трудовые права именно у женщин. И за то, что у большинства женщин сегодня есть многое из того, чего не было еще 100 лет назад, нужно сказать «спасибо» тем дамам, которые не побоялись пойти против устоев общества. Да, пока мужчины — труженики, солдаты, мореплаватели и прочие романтики — совершали подвиги, за их спиной творили, поддерживали и улучшали быт, а также рожали и воспитывали детей именно женщины. Пока им это не надоело, пока их не «достало» из века в век пребывать в одном единственном шаблоне поведения «киндер, кюхе, кирхе».
И вот когда им это надоело, они пошли в бой: начали бунтовать, начали учиться думать, учиться новому, начали требовать себе больше личных прав, работу, зарплату, образование — и мир расцвел. Кинематографисты не дадут соврать: мир, где женщины стали заниматься разнообразной деятельностью, стал ярче.
Не верите? Тогда смотрите подборку кино.
«Жанна д’Арк» (1999)
Jeanne d’Arc
XV век. Жанна Д’Арк (Милла Йовович) застаёт родную деревню в огне. Захватчики насилуют и убивают её старшую сестру. Жанна едет в Шинон к дофину Карлу проситься в армию. Набожная юная дева получает отряд воинов и наносит несколько поражений англичанам и снимает осаду Орлеана. Имя Жанны Д’Арк у всех на устах, солдаты верят в неё и готовы на новые подвиги.
Кинокритики считают этот фильм одной из лучших исторических драм. В рецензии к фильму пишут: «Этот байопик действительно достоин ‘девы из Лотарингии’. И он достоин неоднократного просмотра. Она спасала, но ее предали. Она молилась, но ее не слышали. Это не какая-нибудь пресловутая несправедливость. Это очень сложная, но воистину великая человеческая судьба. А великой судьбе — великий фильм».
«Любовь и дружба» (2016)
Love & Friendship
Светская вертихвостка с сомнительной репутацией, леди Сьюзан (Кейт Бекинсейл), сплавляет юную дочь-простушку Фредерику (Морфидд Кларк, Галадриэль из «Колец власти») в пансион на попечение американки-лоялистки (Хлоя Севиньи) и плетет интриги — не ради любви к искусству, как маркиза де Мертей, а по гораздо более уважительной причине — чтобы поправить свое финансовое положение с помощью нового мужа.
«Леди Сьюзан обладает неким пленительным коварством, — замечает один персонаж. — Хотелось бы посмотреть».
Именно эту возможность предоставляет нам Уит Стиллман, которого прославили фильмы о проблемах, страшно сказать, золотой молодежи с Манхэттена. В отличие от героев сериала о золотой молодежи «Сплетница», богатых и красивых персонажей его картин никогда не удавалось по-настоящему возненавидеть. Не из-за того, что у них были человеческие лица, особенно человеческими они не были даже у Бекинсейл и Севиньи в «Последних днях диско», самой серьезной работе Стиллмана, никогда не изменяющего комедийному жанру. Но его смешные истории о незначительных и не самых приятных людях пропитаны какой-то странной меланхолией. Возможно, потому, что даже интриганки и прочие негативные персонажи Стиллмана могут вызывать сочувствие, если самое большее, на что они способны — это отвага бороться за ту жизнь, которая им нужна.
«Звоните Джейн» (2021)
Call Jane
США, 60-е годы прошлого века. Джой (Элизабет Бэнкс) — счастливая домохозяйка; ее муж Уилл (Крис Мессина) — известный юрист; пятнадцатилетняя дочь (Грэйси Сэмюэл), в отличие от многих ее ровесников — совершенно домашний ребенок, искренне обожающий родителей; дом, как говорится, полная чаша. Долгожданная беременность должна подарить любящей семье второго малыша, но не все идет гладко. И тут у Джой диагностируют серьезное сердечное заболевание, и ее шансы выжить при родах оцениваются как 50 на 50.
Ситуация осложняется тем, что в те годы в Америке аборты были запрещены: чтобы получить официальное разрешение на такую хирургическую операцию, нужно было иметь очень веский довод, исключения делались в редких случаях. А консилиум врачей, собравшийся по поводу болезни несчастной героини, выносит жестокий вердикт — рожать. Пусть героиня может умереть прямо в родильном отделении — главное, что практически стопроцентно выживет ребенок.
И Джой начинает искать врача, который согласится сделать нелегальный аборт.
«Месть Лиззи Борден» (2018)
Lizzie
Еще несколько десятков лет назад женщины в Европе и США не имели возможности получить престижную должность и уделом многих было или замужество, или монастырь, или — если повезет — получение наследства.
Этот фильм снимали на основе реальных событий. Повествование ведется от лица служанки.
Юная ирландка Бриджит Салливан (Кристен Стюарт) устраивается прислугой в дом Борденов и быстро находит общий язык с дочерью главы семейства Лиззи (Хлоя Севиньи). Через некоторое время девушки становятся по-настоящему близкими подругами и проводят практически все время вместе.
Однако с каждым днем им становится все сложнее бороться со сложным характером властного отца Лиззи, Эндрю Бордена. Мужчина пренебрегает своим положением и принуждает Бриджит к физической близости, а Лиззи грозит оставить без наследства, поскольку дочь его разочаровала — она никак не может выйти замуж.
Однажды Бриджит обнаруживает Эндрю Бордена и его жену мертвыми, а главной подозреваемой в их убийстве становится сама Лиззи.
«Джойка» (2023)
Joika
Джой Уомак — одна из немногих американок, которой удалось попасть в элитный мир русского балета. Невзирая на отговоры семьи и друзей, девушка отправляется в Россию и сражается за признание представителей одной из лучших балетных школ в мире.
Но за красотой танца и блеском славы скрывается мир боли и жестокой конкуренции. И оказывается, что даже если Джойка будет тренироваться сутками, этого недостаточно для того, чтобы стать примой. Кроме стертых в кровь пальцев и поврежденных суставов ног нужно выложить на алтарь искусства кое-что еще.
«Солдат Джейн» (1997)
G.I. Jane
Лейтенант Джордан О´Нил (Деми Мур) становится первой женщиной, направленной для прохождения элитной программы в центре подготовки «Каталано» во Флориде.
Лучшие представители спецподразделений армии США отбираются сюда. 60 процентов из них не выдерживают в этом аду. Это школа выживания и уничтожения… Но что еще хуже: мужчинам-начальникам не нравится, что женщина хочет стать лучшей в мужской военной команде. Кроме того, Джордан начинает осознавать, что ее используют в нечестной политической игре в качестве пешки.
Но она не для того шла на эти учения, чтобы сдаться. Ты должна выстоять, О´Нил!
Также СМИ составили подборку фильмов об идеальном убийстве с Гвинет Пэлтроу, о закоренелом преступнике с Робертом Де Ниро, о любви к ведьме с Вигго Мортенсеном.