ГолосUA
21:44 13/12/2023

Фильмы о людях со сверхспособностями, о героях-спасателях, о детях с задатками Омэна и киборгах под контролем искусственного интеллекта: что посмотреть на выходных

Среди множества шокирующих событий 2023-го произошло то, что в соцсетях называют усталостью от супергероев. Кинокритики заговорили о конце эпохи Marvel, чей главный супергеройский фильм года «Синий жук» не вызвал энтузиазма у публики. Но пока толпы персонажей Marvel и DC однообразно сражались с армиями бездушных злодеев, появилось множество фильмов—деконструкций супергеройских мифов, а также национальных героев, которых любят в своих странах.

Собственно, и до Вселенной Marvel снимались фильмы, которые раскрывают личность обычного человека с интересной стороны: долгое время он (или она) проживает рутинную жизнь, даже не подозревая, что у него есть сверхспособности или суперспособности, и тут — бац! — к нему (к ней) подходит некто и говорит: «Я — из другого измерения. Ты — один из нас!». Ну или это открытие о своих способностях человек делает сам, случайно, попав в сложные ситуации. И если сценаристы, художники-постановщики, режиссеры и актеры сработали правильно, то очень интересно смотреть, как спина персонажа распрямляется и у него, фигурально выражаясь, вырастают крылья, и герой начинает спасать мир. Или уничтожать мир, смотря что написано в сценарии …

Подборку фильмов сделал сайт Нож.

«Телекинез» (2018)

Yeomryeok

Рыхлый великовозрастный разгильдяй Щин Сок Хён (Рю Сын Рён), профукавший свою жизнь, а также давно бросивший жену с дочерью, пьет водичку из родника, в который упал метеорит. Сначала у него болит живот, потом он приобретает способность гнуть ложки силой мысли и постепенно прокачивается до того, что помогает своей дочке Ру Ми (Щим Ын Гён), представляющей движение феминизма в фильме, защищать простой народ от корпорации, которая действует методами слишком жестокими для западного супергеройского фильма, но обычными для брутальных корейцев.

Под видом надоевшей борьбы с богатыми режиссер Ён Сан Хо (хитовый «Поезд в Пусан») устраивает масштабный южнокорейский бунт, беспощадный и очень осмысленный, а также довольно много намекает на соседнюю Северную Корею, которую ему, кажется, хочется спасти. По накалу энергии «Телекинез» — лучший супергеройский фильм за последние годы и неожиданное в рамках жанрового кино пособие для народных масс по тому, как начать революцию. Жаль, что в финале режиссер бьет себя по руками, возвращаясь к корейской законопослушности: какие бы ужасы ни вытворяли злодеи, фильм обязательно скажет, что противиться насилием нельзя. Дать бы развернуться его супергерою-лузеру, и пусть всё кругом горит огнем. Еще никто так красиво не летал на экране, как этот тюфяк.

«Гори, гори ясно» (2019)

Brightburn

Пара фермеров из Техаса (Элизабет Бэнкс и Дэвид Денман) мечтала о ребенке, которого им пошлют свыше. Свыше послали, но примерно как ядерную бомбу. Недалеко от дома свалилось что-то инопланетное, на развалинах которого оказался младенец (персонаж похож на ребенка Омэна из фильмов ужасов Америки). К двенадцати годам Брэндон (Джексон А. Данн), всегда бывший тихим ребенком, страдавшим от школьного буллинга, начинает жевать вилки, рисовать человеческие органы и писать в школьной тетрадке: «Ты должен захватить мир».

Это тот самый один процент, о котором говорил Бэтмен: а что, если Супермен — не космический Иисус, а космический Антихрист? Фильм, который продюсировал Джеймс Ганн, подмигивает нам на тему подросткового возраста, когда ангелочки вдруг за ночь превращаются в дьяволят, но вульгарного психологизма в супергеройских фильмах и без того больше, чем нужно. Это остроумная деконструкция мифа о добром сверхчеловеке. Вот только от своего эдипового комплекса и любых других примет человечности мальчик Брэндон избавился. Весело не будет, только жутко. Особенно когда он в финале сидит и с невинным детским видом жует бутерброд. Сразу ясно, что Земля обречена.

«Фрики: ты один из нас» (2020)

Freaks: You’re One of Us

Замученная повариха из придорожного кафе Венди (Корнелия Грёшель) в детстве пережила странный инцидент, когда кто-то разнес половину школы, а она в это время пряталась, слушая в наушниках хиты 1980-х. С тех пор она слушает всё ту же музыку, посещает психиатра и принимает таблетки. Однажды уличный бродяга, к которому она проявила доброту, сообщает ей, что она «одна из нас», ей просто нужно открыть свои сверхспособности. В доказательство он прыгает с моста.

У кинематографа долгая история неприязни к психиатрам, которые выставляются злодеями, подавляющими свободу персонажей. Сегодня можно сказать, что даже стигматизация ментальных расстройств на экране не так сильна, как пинки, которые режиссеры раздают тем, кто занимается психическим здоровьем людей. Это абсолютно несправедливо, к тому же опасно толкать с экрана речь: «Просто прекратите пить свои таблетки». Но людей, страдающих, например, биполярным расстройством, как героиня фильма, общество по-прежнему плохо понимает и побаивается, тут нельзя поспорить с авторами.

Драматический и стилистический инструментарий в фильме простой: всё вокруг серое, начальница мерзкая, на улицах сплошные насильники. Словом, есть с чем бороться. Но именно эстетика неореализма делает немецкий фильм, у которого нет денег на голливудские спецэффекты, примечательным. На супергероев в фантастическом сеттинге мы уже насмотрелись. Интересно увидеть супергероиню, которая жарит сосиски на работе.

«Макс Фист» (2020)

Archenemy

Юноша по кличке Хомяк (Скайлан Брукс), большой поклонник Хантера Томпсона, бродит по району в поисках интересных историй, чтобы сделать репортаж и начать карьеру в журналистике. Из интересного в мире барыг и алкашей — только бомж Макс Фист (Джо Манганьелло), который утверждает, что упал на Землю из другого измерения, где он охранял свой Город и сражался с суперзлодейкой. Тем временем сестра Хомяка, Индиго (Золи Григгс), работающая на местного наркодилера, крадет у него триста тысяч и влипает в крупные неприятности.

Несмотря на впечатляющие психоделические вставки с цветом иных миров, которыми авторы хаотично нарезают линию про наркотики и психопатов с пистолетами, главный аттракцион фильма — колоритно спивающийся Манганьелло, к которому приставлен Брукс в основном потому, что у Бэтмена должен быть Робин. Другой аттракцион — синие волосы и яростный мейкап артистки Григгс, балансирующей между непониманием инстаграмной* инфлюэнсерши, что она тут делает, и чем-то близким к гениальности. Нужно видеть, с каким выражением лица она взирает на окружающий ее криминал. По формату это «Бомж с дробовиком», в котором регулярно прорастают неоновые галлюцинации. Но кажется, что под жестью типового боевика и отбитым кислотным зрелищем под индастриал скрыта тоска идеалистов по чему-то большему.

«Кристальную пещеру закрыли сраным торговым центром?!» — возмущается сверхчеловек без сверхспособностей.

Да, Макс, именно это они делают в нашем мире.

Super-héros malgré lui

Актер-неудачник (Филипп Лашо), живущий в тени крутой сестры (Элоди Фонтан), мечтает впечатлить своего папу, большого полицейского начальника. Случай предоставляется, когда его берут на главную роль в фильме о французском супергерое, полностью слизанном с «Бэтмена», потому что, как ему говорят, все звезды отказались, а изначальному кандидату на роль снесло голову мостом. Едва успев накачать мускулатуру и освоить боевые искусства, герой прямо со съемок попадает в ДТП и теряет память. Осмотрев свой латексный костюм и бронированную машину, мужчина решает, что он на самом деле — супергерой, у которого, конечно же, есть миссия.

Французы обожают издеваться над всем американским, но прелесть этой нехитрой слэпстик-комедии в том, что в ней достается всем. «Суперчел» не щадит ни женщин, ни детей, на которых тут падает разрисованный театральный задник, ни уток, ни редкие породы рыб, ни Тома Круза, ни французских священных коров Делона и Бельмондо (самого противного персонажа фильма зовут Ален Бельмон). Фильм перебирает весь супергеройский арсенал, от «Человека-паука» до «Логана». По экрану носятся, получая по башке, копии Оуэна Уилсона, Лены Хиди и Зои Дешанель. Играет то что-то под Ханса Циммера, то что-то из «Бенни Хилла». По количеству шуток ниже пояса «Суперчел» даст фору братьям Фаррелли, но авторы выкручивают пошлость на максимум, поэтому получается смешно. За прощальное кряканье погибшей утки — всё золото мира.

«Новый Камен Райдер» (2023)

Shin Kamen Rider

Любителя мотоциклов и просто хорошего парня Такеши Хонго (Сосукэ Икэмацу) похищает таинственная организация «Шокер», которая хочет счастья для всех и каждого, но как-то странно, и, вообще, основавший эту организацию миллиардер после того, как велел осчастливить человечество, покончил с собой. Хонго превращают в киборга — гибрида человека и кузнечика, подпитывая его сверхспособности видом энергии под названием «прана», но он сбегает от этого счастья. После спасения другого чуда молекулярной биологии, решительной девушки Рюрико Мидорикава (Минами Хамабэ), от киборга-паука, которому просто нравится убивать людей, юноша надевает традиционный для японского супергероя шарфик и едет мочить плохих.

Два часа безумных гонок и хореографических боев на земле и в воздухе от режиссера «Евангелиона» Хидэаки Анно сняты к полувековому юбилею франшизы о мотоциклисте в маске насекомого, под которой сначала было лицо мутанта, пока супергерой не обзавелся чем-то посимпатичнее. Персонажи иногда останавливаются, чтобы объяснить зрителю законы их вселенной, и это очень кстати, потому что лор «Кармен Райдера» сложный. Зато всё остальное очень просто и энергично: человек-кузнечик сражается с человеком-скорпионом, человеком-богомолом и очень неприятным человеком — летучей мышью (не путать с Бэтменом). Зловещей корпорацией управляет искусственный интеллект. Мы давно подозревали, что миром правит свихнувшаяся нейросеть.

Напомним, СМИ составили подборку фильмов о переменах, которые ведут к переоценке ценностей.

Читайте также по теме