ГолосUA
20:17 30/05/2024

Фильмы о преодолении страха со Стэтхемом, о расширении сознания со Скарлетт Йоханссон, о разных сценариях жизни с Джаредом Лето: что посмотреть на выходных

Вероятно, многие люди хотят, образно выражаясь, выйти за рамки своей жизни, то есть изменить ее. Кто-то хочет таким образом воплотить в жизнь детские мечты. Кто-то хочет быть счастливым и думает, что вон там, «за горизонтом» своей жизни, можно найти это самое счастье. Кто-то хочет доказать родителям, что они были неправы и что их рецепт счастья не подходит их детям. Кто-то не согласен с тем, что делает его семья. Кто-то просто хочет альтернативный сценарий своей жизни, потому что в том, что есть, человек «уже понял жизнь» и ему скучно.

Причин изменить свою жизнь может быть много. И есть достаточно инструментов, чтобы сделать это. Современная жизнь, в которой есть медицина, бытовая техника, банковские кредиты, гаджеты, позволяет сделать свой быт легким, работу — приятной, и погрузиться в размышления о том, «а правильно ли я живу?», «туда ли я иду?».

Но чтобы эти инструменты использовать, нужны или помощь психотерапевтов, или ломающий психику (как минимум, ментальные установки) стресс, или опыт буддистов.

«Выйти за рамки своей жизни» с психотерапевтами это будет долго. С мощным стрессом (например, на войне) быстро, но больно и, возможно, человек получит совсем не то, что искал. И уже сегодня украинцы знают, что этот опыт будет травмирующим в той или иной степени. А вот опыт буддистов (или других духовных практик) — это мягкий способ позволить себе ощутить, что человека сдерживает. А сдерживают, как правило, ментальные ограничения, родительские запреты и другие последствия взросления человека и его социализации.

Другими словами, чтобы «заглянуть за горизонт» своей жизни, за пределы своей «матрицы», нужен проводник — тот, кто подскажет и расскажет о своем опыте. Этот путь можно проделать и в одиночку, но это будет опаснее. Хотя, согласитесь, всем нам порой бывает полезно временное уединение, чтобы не суетиться и сконцентрироваться на самом важном — вот тогда истина становится очевидной.

В то же время, Голливуд и в этой теме уже основательно покопался. Есть, как минимум, несколько фильмов, которые изменят вашу точку зрению на ваше бытие (которое, как известно, определяет сознание).

СМИ сделали подборку фильмов о том, как разные ситуации могу изменить мировосприятие и показать, как бы это было, если бы ваша жизнь была другой…

Фильм «Револьвер» (2005)

Revolver 18+

«Револьвер» – это, возможно, самый полезный из всех фильмов для тех, кто ищет другую жизнь, потому что это кино о самом главном. О том, почему современный обычный человек несвободен и несознателен, и что надо сделать, чтобы изменить это. Все правильно, «матрица тебя имеет». Если смотреть на «матрицу» своей жизни изнутри, то непонятно, где она находится (не в фантастическом сюжете, а в нашем мире). Про «освободить свой ум» многие уже слышали и также слышали то, что когда мы преодолеем свой страх, станем всесильными и бла-бла-бла. Но в «Револьвере» Гай Ричи это настолько хорошо объясняет, что не понять его послание просто невозможно.

По сути, это фильм о «выколупывании» из себя своего эго, и Ричи показал это гениально, ведь очень трудно объяснить явление, которое является одновременно сугубо личным, твоим собственным тараканом в голове, и коллективным бессознательным, ведь все эти страхи, стремления и комплексы, вся эта «боль» общая не только для конкретной культуры, а для всего человечества. Но можно жить и без этой боли, страданий и пустой суеты. Можно быть абсолютно свободным от всех условных рефлексов, оценок других людей, от страха наконец-то, и Ричи об этом говорит, и показывает это.

Люди, которым не понравилась сцена в лифте, просто ее не поняли. По сути, это иллюстрация буддистского «просветления», когда человек видит свое эго и мысли, и отделяет себя от них. Когда ты осознаешь, что тобой управляет, и перестаешь себя отождествлять с этим, ты становишься свободным и да, хозяином своей жизни. И что делает это фильм совершенно завершенным – Ричи не только рассказывает нам эту идею, он еще и дает метод – делать то, чего ты боишься, или что тебе очень не нравится. Твой самый искусный противник находится в том месте, где тебе меньше всего *хотелось бы* его искать – в тебе, за твоими страхами и за твоей болью. Поэтому он и побеждает 99% людей.

Те, кто не поняли фильм, кому он не понравился, просто не готовы идти настолько далеко, и, скорее всего, начали смотреть фильм просто чтобы поразвлечься. Но фильм «Револьвер» провоцирует серьезную интроспекцию и внутреннюю работу. Методом Гая Ричи можно искоренить все свои комплексы и страхи – создать ситуацию для воспаления эго, и наблюдать его. И вы наконец-то увидите Сэма Голда (или Матрицу, или Эго) и поймете, что он – это не вы.

Фильм «Люси» (2014)

Lucy 18+

В этом фильме проявляется абсолютный Люк Бессон, классический, приправленный новомодными тенденциями. «Зачем выбирать между философским контекстом и боевиком, если их можно совместить?», — подумал режиссер — и снял «Lucy».

В самом начале зрителя забрасывают зрителя в гущу событий и уже через пару минут у Скарлетт Йоханссон (Люси) начинаются серьезные проблемы: мафия нанимает ее, чтобы перевезти через границу новый наркотик. Наркотик вшивают под кожу Люси. Но когда девушку задерживают и лупят, наркотик попадает в кровь Люси… Настолько стремительное развитие событий превращает фильм в скоростной поезд, который мчится, рассказывая свою историю максимально компактно, без лишних остановок на бесполезные диалоги.

Сразу хочется провести параллель с фильмом «Limitless», но таблетки, которые принимал Брэдли Купер для, так сказать, повышения КПД своего мозга, в сравнении с препаратом из «Lucy», все же имеют свой лимит и могут показаться лишь детскими витаминками для повышения иммунитета. Здешний экспериментальный препарат обладает колоссальной мощью, он может активизировать незадействованные области человеческого мозга. Теперь Люси может не только управлять материей и смотреть сквозь стены, она также может аккумулировать всю информацию, накопленную человечеством. Когда ее мозг разгонится до 70%, она научится телепортироваться в любую точку мира и, как приятное дополнение, сломает временное пространство и сможет встретиться лицом к лицу с динозаврами.

Спорный момент фильма заключается в том, что его можно интерпретировать совершенно по-разному. Поскольку это слияние жанров, то четко дать объективную оценку не получится. С одной стороны, мы имеем красочный экшн, напичканный сценами драк и погонь в стиле «Leon» и «Taxi», с другой — историю с философским смыслом об эволюционном учении и теории большого взрыва.

Те, кто приходят в кино отдохнуть и насладиться визуальным рядом, останутся довольны, но те, кто не прочь и пофилософствовать, могут разочароваться. Люк Бессон слишком глубоко копнул, чтобы за полтора часа ответить на поставленные вопросы нейробиологии и эволюции. Но он попытался — и у него, чёрт возьми, хорошо получилось показать основное, что происходит с мозгом человека после огромной порции психотропов.

Фильм «Мирный воин» (2006)

Peaceful Warrior 12+

Фильм снят по мотивам романа Дена Миллмана «Путь мирного воина» и представляет собой философскую притчу. По сути своей фильм и книга являются инструкцией на пути к просветлению – через осознанность, контакт с собой, освобождение и принятие.

Сюжет фильма построен на биографической истории гимнаста, спортсмена Дена Миллмана (Скотт Мехловиц), который прошел непростой и неоднозначный путь через травму к победе. Это фильм о внутренней трансформации. Фильм очень сновидческий: он метафоричен, архетипичен, с философским посылом и психологическим подтекстом.

В начале фильма мы видим довольно заносчивого, очень амбициозного и достаточно успешного молодого человека. Ден Миллман умен, хорош собой и подает большие надежды в своем виде спорта. Но, судя по всему, все не так прекрасно, как хотелось бы. По ночам ему снятся кошмары, а внутри его гложат нехорошие чувства — странная неудовлетворенность и пустота.

Фильм и начинается с одного из его кошмаров, в котором он ломает ногу и видит странного человека в разных ботинках: один старый, другой новый. Это очень интересная аллегория. Обувь – это, с одной стороны, символ статуса и опоры, и, с другой стороны, ноги – это способ двигаться. И здесь, похоже, авторы хотели показать нам метафору двух путей развития – старого и нового. Таким образом, мы понимаем, что главный герой в данный момент времени находится на развилке своего жизненного пути.

Проснувшись от кошмара, Ден идет прогуляться посреди ночи и на ближайшей автозаправке знакомится со странным человеком, на котором он видит те самые разные ботинки из своего кошмара. Впоследствии он назовет его Сократ, которого он воспринимает как древнего философа в силу его философского склада ума и способа взаимодействия с миром и людьми. Интересна также аллегория «заправки»: место автозаправки топливом для движения — место, где живет ресурс. Станция техобслуживания – место починки средства передвижения, в этом месте начинается путь трансформации Дена.

Ден Миллман хочет сделать то, что ранее до него никто не делал. А для этого необходимы и новые пути решения, новые стратегии, и дополнительный ресурс. И Сократ даст ему и то, и другое. А первый вопрос, который Сократ задает Дену, – «Ты счастлив?». И этим вопросом он разворачивает Дена лицом к самому себе и выстраивает его систему ценностей в правильной иерархии.

Фильм показывает путь исцеления нарциссических травм, вектор движение от достигаторства Эго к познанию Самости. И психологи сказали бы, что это самый правильный путь, даже если ты — выдающийся амбициозный спортсмен.

Фильм «Господин Никто» (2009)

Mr. Nobody 18+

Вы готовы на два с половиной часа уйти из реального мира, чтобы прожить десятки жизней? Готовы ли вы к истории, в которой почти нет ответов и бесконечное число вопросов? Если да, то тяните руку изо всех сил, чтобы успеть схватить руку любимого человека до того, как поезд уедет.

Три разных любви. Три разных цвета. И множество вариантов жизни. Жизнь, которая ведёт только к одному исходу. Вопрос только, когда это случится.

В этом фильме нет ответов на вопрос о том, что правильно, а что нет. Потому что правильного нет, есть множество вариантов, главный из которых – не выбирать.

У режиссера  Жако Ван Дормеля в кино всегда бесчисленное число деталей. Красное платье, красная разбитая ваза, красные перчатки. Улыбающаяся Анна. Жёлтое платье, жёлтый браслет, жёлтые подушки. Взволнованная Джин. Голубое платье, голубое одеяло, голубые тени под глазами. Плачущая Элиз.

Джаред Лето, который сейчас ассоциируется скорее с музыкой, чем с кино, кажется, вынашивал эту роль годами. В кадре он красив так, что, кажется, он действительно Немо Никто, человек, которого просто не может быть на Земле. Но у Ван Дормеля все красивы: тёплые оттенки, яркие краски, торжество визуального искусства.

Но не отвлекайтесь на внешнюю красоту, хоть она и завораживает. Это фильм-энциклопедия, откройте её на любой страницу, начните с любого кадра, и вы найдёте там то, что давно потеряли. Не спешите с выводами, такие фильмы не для разового использования. Скорее всего, этот фильм вы будете еще не раз пересматривать и открывать для себя новые смыслы…

Фильм «Дзен» (2009)

Zen 16+

В XIII веке молодой японский послушник Догэн поехал в Китай в поисках учителя истины. Там он встретил монаха, который учил его, что только медитация дзен — истинный путь к просветлению. Отбросить всё, отдав себя в руки природы и медитировать. Таким видит дзен-буддизм главный герой фильм Догэн.

Культура восточных стран порой очень тяжела для восприятия жителями западной части мира. На Западе говорят: знание можно обрести только путем получения образования. Ответы можно получить, только прочитав определенное количество книг в библиотеке или отработав пары в университете. На Востоке считают, что знания из книг это прекрасно, но медитация способна дать все ответы на все вопросы. На словах это не объяснишь, это можно только ощутить, прожив определенный опыт: «Кто говорит, тот не знает. Кто знает, тот не говорит».

Визуальный ряд «Дзен» весьма аскетичен. Преобладают коричневые оттенки, серые, грязно-зеленые. Но за скупостью однотипных красок проступают кадры, достойные грез или фотографий. Это отражение луны в рисовых чеках (многолуние) либо момент просветления Догэна (вознесение монаха на небеса на розовом лотосе).

В фильме учитель наставляет ученика: «Изучить путь Будды – значит изучить себя. Изучить себя – значит забыть себя. Забыть себя – значит просветить себя. Просветить себя – значит освободить свое собственное тело и сознание, и тело и сознание других». Жители западной части мира обязательно спросят: «Зачем?» — и лишатся шанса получить состояние просветления.

Фильм «Дзен» не все может объяснить тем, кто не знает, что такое медитация. Но, по крайней мере, приблизит к пониманию, что между культурой Востока и Запада — пропасть.

Напомним, СМИ назвали лучшими сериалы июня 2024 «Пацаны» с Карлом Урбаном, «Презумпция невиновности» с Джейком Джилленхолом, «Кокаин» с Дэнни Пино.

Читайте также по теме