Современные хорроры могут быть не только ужасающими, интригующими, но и смешными. В какой-то момент сюжет фильма начинает выглядеть слишком шокирующим, словно бы сценаристы и режиссеры специально максимально преувеличивают детали кино. От этого приема фильм приобретает признаки черной комедии, местами превращаясь в комедию абсурда: там, где, казалось бы, действие в кадре должно пугать, оно выглядит так глупо, что зрителю поневоле становится смешно. Но начинаются такие фильмы обычно, и с самого начала не разгадать — покажут нам трагедию и ужасы, или же кино заставит зрителя хохотать или, минимум, улыбаться.
СМИ собрали несколько таких фильмов с черным юмором, в которых Джек Николсон, изображая Сатану, соблазняет Шер, Мишель Пфайффер и Сьюзан Сарандон, а лондонские гопники отбиваются от пришельцев из космоса, Чужих.
«Убить за лайк» (2017)
Tragedy Girls
Стильные стервочки Сэди и Маккайла (Брианна Хильдебранд и Александра Шипп) пропадают втуне. В их захолустье ничего не происходит, публику лишь изредка развлекает орудующий в округе маньяк (Кевин Дюран), но из-за необязательности на серийного убийцу нельзя положиться в плане контента для раскрутки блога, который ведут девчонки. Что же делать, чтобы завоевать подписчиков? Конечно, достать ножи.
У иксеров были «Прирожденные убийцы» — bad trip Оливера Стоуна в коллективное бессознательное, в котором он пытался разобраться, почему публика пожирает с потрохами трупы, которые скармливает ей медиа. Режиссер Тайлер Макинтайр сделал для зумеров то же самое, чего они, к сожалению, не оценили, хотя в его фильме хватает и крови, и злости. Подавая в яркой упаковке исследование сегодняшней эпидемии нарциссизма (девицы искренне не понимают, почему у них, таких прекрасных, нет миллиона подписчиков), Макинтайр, возможно, не открывает Америку, но Стоун ее тоже не открыл. Мы до сих пор не понимаем, почему зрители больше всего на свете любят тру-крайм. Вероятно, нас просто неодолимо манят смерть и психопаты. А убийственные Лолиты Шипп и Хильдебрандт, сверкающие бездушными голливудскими улыбками на айфон, заслужили почетное место в галерее рядом с Микки и Мэлори.
«Иствикские ведьмы» (1987)
The Witches of Eastwick
В субурбии за белым забором живут три недовольные жизнью одинокие подруги. Скульпторша Александра (Шер) ваяет крошечные фигурки неолитических богинь. Серая мышь в очках Джейн (Сьюзен Сарандон) работает учительницей музыки, скучая на уроках сильнее школьников. Журналистка Сьюки (Мишель Пфайффер) воспитывает шестерых детей. Во время посиделок с бокалом мартини дамы предаются мечтам об идеальном мужчине: прекрасном принце с большим членом, который приедет из далеких краев, чтобы сделать их счастливыми. Скоро в их городке появляется и снимает самый роскошный дом в округе Джек Николсон — низкорослый, с пузиком, непонятной улыбочкой и членом неизвестного размера, но почему-то совершенно неотразимый.
Джордж Миллер превратил серьезный феминистский роман Джона Апдайка в игривое фэнтези с элементами хоррора, которое приятно смотреть в Хеллоуин с бокалом мартини, но для женского эмпауэрмента сделал, пожалуй, даже больше писателя. Миллера справедливо любят за «Дорогу ярости», но несправедливо до сих пор не признали самым феминистским режиссером на свете. Всё дело в уникальной интонации удивительной доброжелательности, уважения и неподдельной симпатии. Миллер относится к женщинам без преклонения, как Альмодовар, и корыстного интереса, как сегодняшний Голливуд. Женщины для него — не богини и не другой вид, а соседи по планете, с их радостями, горестями, слабостями и силой, которой достаточно, чтобы вызвать дьявола, но, что важнее, — чтобы его прогнать.
«Чужие на районе» (2011)
Attack the Block
Лондонскую медсестру Сэм (Джоди Уиттакер, Тринадцатый Доктор из «Доктора Кто»), когда она устало возвращается со смены, грабит компания пацанчиков во главе с угрюмым подростком Мозесом (Джон Бойега, Финн из «Звездных войн»). Девушка рвет и мечет в полиции, но еще не знает, что вскоре ей придется объединиться с гопниками, потому что на район нападают Чужие с очень большими флуоресцентными зубами.
Адреналиновый до закипания крови, убойный британский сай-фай-хоррор режиссера Джо Корниша, который рекламировали как братка-близнеца «Зомби по имени Шон» и «Типа крутых легавых». Хотя в этом районе тоже есть Ник Фрост, который красиво обкуривается до потери сознания (злые пришельцы не терпят «травку»), фильм Корниша намного мрачнее «трилогии Корнетто» Райта. Кровь брызжет во все стороны, шутки смешные, но здесь, на минуточку, убивают детей. Если отбросить зубы, то это умное, тонкое и доброе остросоциальное кино о подростках из неблагополучных районов, которые выживают в мире, где для них все — Чужие.
«Мамочка-маньячка-убийца» (1994)
Serial Mom, 16+
В Балтиморе, где происходят события всех фильмов Джона Уотерса, живет Беверли (Кэтлин Тёрнер) — самая идеальная из домохозяек, с самым белым забором, самым ухоженным мужем и самыми воспитанными детьми (постоянная актриса Уотерса Рики Лейк и будущая звезда «Крика» Мэттью Лиллард). За белокурым фасадом с жемчугами и яблочными пирогами скрывается серийная убийца, которая поклоняется Теду Банди и перережет вам глотку, если вы не вытерли ботинки о коврик в прихожей.
Блестящая черная сатира единственного великого режиссера андеграунда Уотерса, которая поднимет настроение своим бодрым цинизмом любому пострадавшему от второго «Джокера». Когда фильм сворачивает со слешера на судебную драму, маньячка отстаивает свое право на безумие вместо того, чтобы ныть и каяться, как приходится делать в 2020-х. Уотерс посмеялся над жанром тру-крайма раньше любого из режиссеров, а главная актриса 1980-х Тёрнер в последний раз блистает на экране во всей красе — позднее из-за проблем со здоровьем звезда утратит свое белокурое совершенство, но навсегда сохранит статус фам фаталь, равной легендам нуара.
«Нина навсегда» (2015)
Nina Forever
Работница супермаркета Холли (Эбигейл Хардингэм) начинает отношения с коллегой Робом (Киэн Бэрри), проблемным молодым человеком, который недавно пытался покончить с собой. Год назад в автокатастрофе погибла его девушка Нина (Фиона О’Шонесси), но после откровенного разговора с Холли парень, кажется, готов двигаться дальше. Или нет? Довольно трудно начинать новые отношения, когда во время первого секса с новой девушкой на белой простыне расплывается кровавое пятно, а затем в постели материализуется сама покойница, которая продолжает считать этого парня своим и не понимает, какого черта он ей изменяет.
Большинство мужчин мечтает о «тройничке», но вряд ли о таком, в котором участвует твоя мертвая бывшая. Один из самых необычных ромкомов снят братьями Беном и Крисом Блейнами на средства, собранные на Kickstarter, так что не ждите спецэффектов, кроме вступительной кровавой лужи, но это картину не портит. Фильмы о переживании потери близких обычно настолько тяжелы эмоционально, что их почти невозможно смотреть, особенно тем, кто на самом деле переживает утрату. Братья Блейн выбрали нетривиальный вариант с кровью, эротикой и чернейшим юмором. Минималистичный кадр особенно украшает то ли девушка, то ли виденье О’Шонесси, блеснувшая на экране всего раз в роли неуловимой Джессики Хайд из культового сериала «Утопия», но сразу запомнившаяся навсегда. Почти как Нина.
«Я иду искать» (2019)
Ready or Not
Грейс (Самара Уивинг), задумчиво покуривая в окошко, предвкушает свадебную церемонию, которая вот-вот должна начаться. Девушка выходит замуж за парня из очень богатой семьи, но она вовсе не золотоискательница, как можно подумать. Просто ей повезло, а она с сиротского детства мечтала о семье.
Кажется, всё будет хорошо. Красивая мама жениха (Энди Макдауэлл) определенно проявляет к ней симпатию. Да и в целом будущие родственники кажутся симпатичными людьми. А то, что вечно пьяный брат жениха (Адам Броди) предлагает ей улепетывать, и то, что у тетушки жениха выражение лица, как у продавщицы из мясного магазина, и то, что сказок о Золушке, вышедшей за принца, в жизни не бывает, — это всё ерунда, верно?
«Женский» аналог хоррора «Прочь!» об ужасе знакомства с родителями с несколько другим социальным подтекстом. Джордан Пил прошелся по белым либералам, которые притворяются антирасистами, в бенефисе Уивинг смеются над главной мишенью беззубой сатиры — богатыми. Но делают это так задорно, наваливая такую впечатляющую гору трупов и так брутально расправляясь с персонажами, что наблюдать за страшными приключениями невесты в окровавленном белом платье всё равно интересно и весело. Финал с наступлением рассвета, до которого надо дожить, — один из самых лихих и беспощадных твистов в хорроре. Топор в руки и — совет да любовь.
«Убойный монтаж» (2022)
Coupé
В заброшке очень плохо снимают очень плохой фильм ужасов про зомби. Режиссер (Ромен Дюрис) через слово орет: «Вашу мать!» Главная звезда (Финнегэн Олдфилд) вообразила себя звездой, появившись на пять минут у Ларса фон Триера. Гримерша рассказывает страсти-мордасти про эксперименты, которые проводили в этом месте японцы во время Второй мировой войны. Оператору очень нужно в туалет. Что более ужасное может случиться в разваливающемся фильме? Нападение настоящих зомби!
Настоящие зомби нападают полчаса экранного времени, на протяжении которого вы будете рыдать от смеха, наблюдая за кошмаром киносъемочного процесса, в котором всё идет наперекосяк. Режиссер «Артиста» Мишель Хазанавичус снял метаметафильм о фильме, который снимают для японского стриминга, передавая оригинал «Зомби одним планом!» кадр в кадр (за исключением всего, что разваливается). Получилась остроумнейшая пародия на современные зомби-хорроры с их шитыми белыми нитками социальными манифестами про капитализм, феминизм и расизм, которые мы должны воспринимать всерьез под соусом из кетчупа и бутафорской рвоты.