ГолосUA
22:26 13/10/2023

Фильмы об опасной жизни на Земле с Уиллом Смитом, о школьных страхах с Дрю Бэрримор и ужасах пациентов под наркозом: что посмотреть на выходных

Через пару недель в Европе и США будут отмечать День Всех Святых, Хэллоуин. Что самого страшного в этом Дне? Нет, не мертвецы, восстающие из могил (в рамках инсценировки с гримом и костюмами), а страхи, которые начинают управлять людьми, если люди верят, что не могут себя защитить.

Поэтому, пожалуй, к этому дню стоит посмотреть фильмы, где герои побеждают собственные страхи и фобии, которые временами воспринимаются как самые страшные монстры. Хотя в фильмах монстры — на экране, и это же кино, вымысел, все это понимают. А с собственными страхами приходится как-то жить, продолжать учиться и работать. И иногда собственные страхи способны не только испортить настроение, но и буквально парализовать волю к жизни, веру в лучшее, обволакивая своих жертв ледяным чувством ужаса…

Подборку фильмов сделал сайт Нож.

«Нецелованная» (1999)

Never Been Kissed

Робкая молодая журналистка Джосси (Дрю Бэрримор) получает первое серьезное задание от газеты — работая «под прикрытием», написать репортаж о жизни крутой школоты. Проблема в том, что в школе Джосси крутой не была и подвергалась буллингу. Это наложило на девушку такой отпечаток, что она до сих пор живет «в футляре» и даже ни разу не целовалась. Снова отправившись «в первый раз в первый класс», она пытается впечатлять популярных детей. Постепенно до нее доходит, что второй шанс выпал ей не для этого.

Из всех ромкомов с Дрю Бэрримор этот самый симпатичный, неглупый, да еще и полезный для психики — не только для подростков, но и для взрослых, потащивших на своих плечах после школы груз старых проблем и обид. В фильме снялась толпа звезд, от Джессики Альбы до Джеймса Франко.

«Невероятный страх перед всем» (2011)

A Fantastic Fear of Everything

Детский писатель (Саймон Пегг) в свое время придумал персонажа-ежика, тот стал популярным, и теперь создатель его ненавидит. Он переключается на романы о маньяке из викторианской Англии. Творчески развивая в себе паранойю, писатель постепенно начинает бояться вообще всего, в особенности — встречи с голливудским продюсером, которого заинтересовал его палп-фикшн. Тем временем по соседству появляется убийца, орудующий в прачечной.

«Невероятный страх перед всем» — это остроумный способ показать, как человек занимается самосаботажем: для него лучше погибнуть от рук маньяка, чем не дай бог добиться успеха. Как любая английская драмеди, фильм останавливается всего в полушаге от слез — здоровая доля абсурда, игрушечный ежик, который регулярно погибает кровавой смертью, и Саймон Пегг с лицом, выражающим комический ужас перед миром, в конечном итоге выворачивают историю в позитив. Только чтобы дожить до этого хэппи энда, главному герою нужно собрать всю силу воли в кулак, чтобы не пасть под грузом всех своих страхов.

«Вредный Фред» (1991)

Drop Dead Fred

Затюканную по жизни Лиззи (Фиби Кейтс) бросает муж, изменивший ей с самоуверенной блондинкой, ее увольняют с работы, она разбивает машину — и всё это за один день! Холодная надменная мать (Марша Мейсон) перечисляет дочери причины, по которым «неудивительно», что всё это с ней случилось. Ночуя в своей детской комнате, девушка вспоминает, как росла хулиганкой, которая ничего не боялась. Куда только всё делось? А еще она припоминает, что у нее был партнер для игр и проказ: воображаемый друг по имени Вредный Фред, жизнерадостный псих с всклокоченной рыжей шевелюрой и почему-то английским акцентом (Рик Майял из великого черного бриткома «Дно»).

Просмотр этого недооцененного шедевра, который обычно причисляют к детским фильмам, можно приравнять к сеансу психотерапевтической монодрамы, потому что вам будет очень трудно усидеть на месте. Вас потянет залезть на дерево, сделать пирог из грязи, устроить с друзьями соревнование по рвоте и крикнуть самому токсичному человеку в вашей жизни: «Я ТЕБЯ НЕ БОЮСЬ!».

«ОКР ОКР» (2017)

Toc Toc

Из-за ошибки в программе на прием к психиатру в одно и то же время оказываются записанными сразу шестеро пациентов. Кто-то безумно боится смерти, кто-то — микробов, кто-то — наступать на полосы, у одного мания всё подсчитывать, у другого — синдром Туретта. И у всех нет жизни из-за их ментальных особенностей. Рейс доктора из Лондона задерживается. Разговор в приемной в ожидании специалиста превращается в сеанс групповой терапии.

Кто сказал, что над своими страхами и соседями в очереди к доктору нельзя посмеяться? Феерическая комедия с плеядой испанских звезд (Росси де Пальма в белокуром парике не единственная, кто тут блистает) относится к теме ментальных проблем и легко, и бережно, поэтому даже выставление их в комедийном свете оказывает благотворный эффект на зрителя. Фильм стоит посмотреть не только людям, страдающим обсессивно-компульсивным расстройством, но и тем, кому кажется, что они застряли на месте и для них ничего никогда не изменится. «ОКР ОКР» наглядно демонстрирует, как путь в тысячу ли начинается с одного шага, и его ценность — как у первого шага, сделанного человеком на Луне. Очень поддерживающее кино.

«Восьмой класс» (2018)

Eighth Grade

Восьмиклассница Кейла (Элси Фишер) дома на фоне простыни снимает ролики для ютуба о том, как обрести уверенность в себе. Естественно, Кейла страдает социальной неловкостью, а съемки видео — это ее самотерапия от ада взросления.

Будь это комедия, слово «кринжовая» было бы лучшим описанием ленты. Но комедия это примерно в той же мере, в которой комедийная сцена из фильма «Курьер», семейный обед у профессора, когда Иван произносит со своей deadpan-интонацией: «Не волнуйтесь, мы перебесимся и станем такими, как вы. Даже лучше».

Ощущение при просмотре — будто проходишь через этот ад с героиней. Фильм помнит все твои трещинки, прыщики. А потом вдруг обнимает тебя, закутывает в теплое одеялко, и восьмиклассница с прыщами говорит тебе главные слова. Про черную и белую полосы, про то, что лучшее, конечно, впереди. И что какими бы мы ни были, все окей. Вот какие есть, такие и классные. И если не классные, тоже окей. И вроде бы она говорит все то, что мы слышали миллион раз от тех, кто нас жалел и сочувствовал, но почему-то этой девочке веришь.

«После нашей эры» (2013)

After Earth /> Почти десять лет назад на большие экраны вышел фильм с Уиллом Смитом о жизни на Земле и за ее пределами после того, как глобальное потепление кардинально изменило земной климат, где людям после 2060 года выжить почти невозможно.

Процесс съемок был очень сложным, так как режиссер М. Найт Шьямалан решил проводить их в нескольких местах — в Коста-Рике, Калифорнии, Пенсильвании, Юте, Торонто и Сан-Диего.

А вот кастинг на роли в фильме был несложным и длился не особенно долго:  Уилл Смит, зарекомендовавший себя во многих фильмах, в том числе и постапокалипсисах, в кадре был убедительным и на этот раз. Кроме того, на исполнение второй главной роли был приглашен сын Уилла — Джейден Смит.

Новое обиталище людей снимали большей частью в штате Юта, США. Там и разместили декорации новой планеты, которую колонизировали земляне. Эта планета населена опасной хищной формой жизни, с которой предстоит ещё потягаться за место под Солнцем.

В 2060 году н. э. человечество вынуждено совершить массовое бегство с Земли и отправиться в долгое путешествие в поисках нового дома. Для восстановления климата и воссоздания пригодных для обитания людей условий природе понадобится порядка 900 лет. По периметру Земли люди оставляют маяки, которые должны предупредить путешественников о том, что разумной жизни на планете нет…

Спустя тысячу лет после глобальной катастрофы корабль космических путешественников — отца и сына — терпит крушение на заброшенной планете. Во время аварии Кифер Рэйдж (Уилл Смит) — командир рейнджеров, прирожденный лидер и воин — оказывается ранен. Его сыну Китаю Рэйджу (Джейден Смит) необходимо добраться до маяков, чтобы послать сигнал бедствия, а для этого спуститься на планету (Землю), где давно не ступала нога человека. Глобальное потепление там уже сильно изменило климат: днем на планете еще достаточно тепло, а вечером и ночью  планету окутывают морозы. Чтобы выжить, Китаю нужно находить геотермальные зоны, где температура воздуха и почвы выше нуля.

Это фильм, возможно, даже не столько о том, как подростку Китаю предстоит преодолевать свои страхи, но и о том, как опасна становится местность, где давно не было людей: нет домов, где можно попроситься на ночлег; нет камина, у которого можно согреться; рядом нет родителей, у которых можно попросить совета. И еще Китаю предстоит сразиться с монстром, который реагирует на человеческий страх и адреналин в крови человека. Спрятать это от чудовища невозможно. Парень выигрывает сражение благодаря подсказке отца, о которой он вспомнил: «Опасность — это всегда реально. А страх — это выбор».

На экране будут красивые ландшафты, но за всем этим в фильме будет неотступно следовать напоминание о том, что природа может быть опасна не меньше, чем человек или животное, и что этой угрозе человек может противопоставить только свое умение контролировать эмоции и включать голову, даже когда очень страшно… Иначе — «все на этой планете может убить тебя».

«Наркоз» (2007)

Awake
Человек способен справиться со страхом действием, говорят психологи. Например, снять напряжение, попрыгать, пробежаться, ударить пару раз боксерскую «грушу», чтобы выйти из психологического ступора. А что можно сделать, если человек пребывает под наркозом на столе хирурга и вдруг понимает, что он, как и до наркоза, ощущает боль, все слышит, но не может двигаться и пошевелить даже пальцем?

Фильм «Наркоз» с Хайденом Кристенсеном в главной роли начинается словами: «Каждый год 21 миллион человек оперируются под наркозом. Около 30 000 из них остаются в сознании. Они все слышат, чувствуют, они обездвижены, не могут позвать на помощь и осознают происходящее».

Молодой американец Клейтон Бересфорд (Хайден Кристенсен), даже не прилагая титанических усилий, становится состоятельным и успешным предпринимателем. Он получил наследство после смерти отца и успешно создает рабочие места, наращивает производство. О его коммерческом успехе в городе знают все. Он почти легенда. И в тот момент, когда он уже стал знаменит благодаря своим коммерческим и управленческим талантам, ему удается познакомиться с милой девушкой Самантой (Джессика Альба), которая становится его главным увлечением и объектом страсти.

Кажется, жизнь одарила Клейтона всем, о чем только может мечтать молодой человек. Но время от времени он посещает кардиолога и готовится к операции на сердце, потому что участившиеся боли не дают ему насладиться жизнью и чувствовать себя в безопасности.

Когда хирургическая операция назначена и найден донор для Клейтона, он решается сделать предложение Сэм — и получает согласие. После церемонии бракосочетания, ощущая счастье и уверенность в завтрашнем дне, Клейтон отправляется в клинику, где ложится на операцию.

Когда ему вводят наркоз, он становится невольным слушателем беседы хирургов, которые будут пересаживать ему сердце. Ужас ситуации в том, что Клейтон, как выясняется, стал жертвой интранаркозного пробуждения: он чувствует прикосновения скальпеля к коже на груди, боль, но не может подать знак, что наркоз не отключил ту часть мозга, которая отвечает за ощущения…

Это чувство жуткой боли сменяется полным отчаянием, когда Клейтон узнает, что теперь жена Сэм и хирург, которого он считал своим другом, намерены его убить во время пересадки сердца…

Напомним, СМИ составили список остросюжетных фильмов и сериалов для просмотра на выходных.

Читайте также по теме