Увеличение мощности газопровода «Голубой поток» через Турцию заберет у Украины 40% транзита газа, что может привести к нерентабельности украинской газотранспортной системы (ГТС).
Об этом заявил директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский на пресс-конференции, передает корреспондент ГолосUA.
«Максимально заявленная мощность «Южного потока» – 63 млрд. кубометров газа. Я думаю, в направлении Турции будет построена половина, если этот проект будет реализован, соответственно, для украинской ГТС это риск потери 30 млрд кубометров транзита газа. С учетом тех объемов, которые проходят по территории Украины последние несколько лет, это почти 40% транзита. В прошлом году мы протранзитировали 85 млрд кубометров российского газа в направлении Европы», – сказал эксперт.
Он отметил, что сокращение транзита повлечет за собой другие негативные последствия.
«Во-первых, поднимется вопрос рентабельности работы украинской газотранспортной системы. Точка рентабельности – 60 млрд кубических метров газа в год прокачки», – сообщил В.Землянский.
По его словам, в случае понижения этого транзитного порога, украинская ГТС становится убыточной. Таким образом правительство столкнется с необходимостью выведения из работы некоторых газопроводов ГТС, что частично приведет к невозможности обеспечивать газом потребителей внутри страны.
«Второе, украинские магистральные газопроводы уже давно престали быть магистральными, потому что, в принципе, на них «подвешены» достаточно крупные промышленные потребители и целые регионы. В случае выведения одной из магистральных ниток, нужно будет понимать, каким образом мы будем снабжать наших украинских потребителей газом», – сказал эксперт НАН, отметив, что выход из внутреннего газового кризиса в этом случае – строительство соединительных газопроводов.
Кроме того, прекращение работы (консервация) газопроводов требует денег, причем таких же, как и модернизация этих объектов ГТС, заявил В.Землянский.
«Это может поставить крест на перспективах Украины, о которых так много говорят сегодняшние руководители «Нафтогаза» и Кабинета министров, в вопросе привлечения инвестиций. В систему, которая работает на понижение транзита, никто вкладываться не будет», – подытожил эксперт.