Генеральная прокуратура не смогла справиться с расследованием ряда громких дел, а иногда и завуалированно помогала фигурантам. Следовало привлечь специалистов извне.
Об этом в эфире программы «Право на голос» заявил старший аналитик Transparency International, Евгений Черняк.
«Я считаю, что в 2014 году была допущена колоссальная ошибка, когда расследовать эти дела доверили генпрокуратуре… нужно было создавать отдельный орган, принимать отдельный закон, по аналогии с трибуналом в Гватемале, когда привлекали независимых международных специалистов, чтобы структура извне расследовала эти дела, потому, что ГПУ объективно не смогла справиться. Не знаю, по каким причинам», — заявил эксперт.
По его мнению, у современной Украины много аналогий с Нигерией.
«Нигерия – очень похожая на нас страна, и там очень схожие позиции. Например, новое руководство государства также декларирует борьбу с коррупцией; интересно, чем все это закончится. Но в Нигерии есть уже позитивный опыт возвращения активов, полученных преступным путем, это было дело Сани Абачи, временного президента Нигерии. Когда он сбежал, Нигерия довольно эффективно вернула большинство коррупционных средств. Они это смогли сделать. Поэтому нам есть, чему у них поучиться», — заявил эксперт.
Аналитик провел параллель со временами Януковича, когда государственная машина была ориентирована на незаконное обогащение и построение разных схем. Например, создавалась госинспекция сельского хозяйства, специально для «концентрации потоков».
«Нельзя уменьшать значение того, что происходило на протяжении 4 лет… мало было уделено внимания делам по присвоению бизнеса, было много историй, когда откровенно забирали бизнес, и даже сам Онищенко об этом заявлял публично. Это долгая история. Вспомнить хотя бы Евро-2012, сколько там было вопросов по госзакупкам…», — подытожил Е.Черняк.